Арзамасский район
Арзамасский районАрхив новостейКартаГалерея

Мы все можем: хоть автобус, хоть БТР!

Рассказывает Иван Васильевич Аксенов, заместитель исполнительного директора по производству.

— В производственной сфере у нас существуют три производства — механосборочное, серийных машин и сборки фургонов. Но обо всем по порядку.

Механосборочное производство выпускает глушители (полностью системы), карданные валы, амортизаторы, раздаточные коробки, лебедки на машины. Кроме того, оно обеспечивает узлами производство серийных машин. В основном эта продукция идет на конвейеры ГАЗа. Запасные части поступают на свободный рынок. И это еще не все. Производство обеспечивает узлами бронетранспортеры. Причем «раздатка» на БТР — это совершенно особая система, отличная от автомобильной. Здесь же выпускаются водометные движители, борта, ободы к колесам автомобилей и много еще всякой «мелочи» на комплектовку (уже для своих нужд, для своих цехов).

Производство серийных машин. Основная продукция — бронетранспортеры. На базе бронетранспортеров разработан ряд машин гражданского назначения, в том числе автобус, который в 2002 г. нашел спрос, а также есть наработки по продаже данных машин в дальнейшем.

Эти автобусы весьма специфические. Считаются гражданской техникой, но, повторяю, — на базе БТР. У них и внешний вид, и уровень комфортности, и технико-эксплуатационные возможности соответствующие. Корпус, конечно, не бронированный, но высокая проходимость, как у БТР. Покупатели — Вьетнам, Корея. В 2002 году заказала несколько таких автобусов фирма из Воронежа. На полученных машинах, дополнительно оборудованных кондиционерами и стационарной печкой, они отправились в районы Крайнего Севера.

Из новой техники в работе сейчас армейский четырехосный бронетранспортер, высокомобильная машина. На его базе была разработана машина с более мощным вооружением — БТР-80А. На нем установлена, вместо крупнокалиберного пулемета, тридцатимиллиметровая пушка (пулемет, впрочем, остался, 7,62 мм). Газовские конструкторы разработали двухосный армейский автомобиль «Водник» по типу американского «Хаммера». «Водник» уже прошел испытания в «горячих точках», армейцы сделали ряд замечаний, вернее, пожеланий по усовершенствованию конструкции (разработчики — КБ ГАЗа, главный конструктор Масягин).

В производстве серийных машин есть также цеха, которые выпускают узлы для БТР: мосты, много мелких деталей, башенную установку. Кроме того, для конвейеров ГАЗа выпускают домкраты на «ГАЗель» и «Волгу».

Поставляет завод и узлы для УАЗа: амортизаторы и совершенно новую техническую разработку — пятиступенчатую коробку передач. По нашему заданию ее сконструировали в КБ ГАЗа. 15 КПП переданы на УАЗ для заводских испытаний, отработаны, и сейчас готовится промышленная партия. Надо сказать, что коробка по конструкции — по шумовым характеристикам, по плавности работы и т.д. — получилась очень удачная.

Большое событие — на заводе собирается первая машина принципиально нового образца бронетехники — БТР-90. Машина действительно хорошая. Мощный двигатель. Прежний БТР-80, по сути, был создан на базе БТР-70, т.е. это усовершенствованная модель. БТР-90 принципиально новая машина с большой перспективой. Надеюсь, она даст толчок развитию целой серии боевых автомобилей. В июле 2002 года мы эту машину, как говорится, поставили на колеса; надеемся, в августе она выйдет за ворота.

Наше производство требует технически грамотных рабочих. Машины сложные. У нас есть люди, которые работают с основания завода. Они и строили его когда-то, и осваивали производство, и росли вместе с ним. В частности, слесарь механосборочных работ Александр Васильевич Семин — это специалист по амортизаторам, который по форме диаграммы, если диаграмма не соответствует чертежу, может определить, что в амортизаторе не работает. Это человек из числа «кулибиных». Он очень много разобрал амортизаторов, его интересует сама конструкция. По его рекомендации было внедрено конструкторами много новшеств. Как в народе говорят, амортизатор — «головешка и головешка», т.е. очень прост. Нет, на самом-то деле это сложный гидравлический узел.

Приходят и новые люди, среди них есть очень перспективные. В техналадке механосборочного производства работает молодой парень Сысуев Иван Валерьевич, который пришел к нам после техникума. Попросился на работу, «где нужно думать головой», а служба техналадки обслуживает весь станочный парк, там действительно нужно «головой думать». Теперь он поступил на вечернее отделение в институт. У меня на него надежда — будет хороший инженер.

Иван Васильевич Аксенов работает на заводе с 1974 года, ветеран производства. Не было еще тогда первого корпуса, амортизаторы делали во втором корпусе. С амортизаторов и начинал молодой специалист свою заводскую жизнь.

Сейчас у него высокая должность, огромная ответственность, просторный кабинет. Далеко не так уж гладко стелился ему под ноги жизненный путь. Паренек из деревни мечтал о современной технике. Поступил учиться — сначала в техникум механизации и электрификации сельского хозяйства в Арзамасе. И, между прочим, до сих пор с уважением говорит о том, какие хорошие знания дал этот техникум. В Арзамасе очень многие большие руководители окончили в свое время именно этот техникум. Отслужил положенное в армии, пришел на завод, поступил учиться в институт (филиал МАИ) на вечернее отделение. Работал в ОТК инженером по качеству. Сам отдел технического контроля тогда только создавался, и Иван Васильевич принимал в этом непосредственное участие. Разрабатывали инструкции, документы. Следующий этап — инженер по рекламации, потом возглавлял бюро рекламации. Набирался опыта.

Думающего, энергичного молодого инженера заметили. Следующее назначение — заместитель начальника ОТК (всего в отделе отработал 23 года). Естественным был и следующий шаг — главный инженер механосборочного производства, через четыре года — управляющий этим производством, вот уже второй год — заместитель исполнительного директора по производству. Вроде бы движение без сучка и задоринки, но кто сосчитает, сколько здоровья, нервов вложено в это самое производство! Сколько бессонных ночей в трудных раздумьях над поиском нужного решения проблем, которые возникают одна за другой! Обо всем, конечно, не расскажешь, но не просто так выработался и жесткий взгляд, и привычка четко, коротко формулировать мысли, предложения, и чувство ответственности за большое дело, дело государственной важности.

Первые корпуса на заводе были построены со стеклянными стенами. Кому уж пришла в голову такая идея, сейчас не вспомнить, но построили. Зимой в этих прозрачных цехах стоял жуткий холод! И только в последние годы приняли решение, кардинально изменившее обстановку, — стекло заменили на кирпичную кладку. Первый, второй, четвертый, шестой корпуса имеют теперь кирпичные стены. Совершенно другая стала атмосфера — в прямом смысле слова. Раньше в прессовом цехе (первый корпус), например, вдоль стен намораживало огромные глыбы льда, замерзала эмульсия в станках, теперь там тепло.

Сейчас для обустройства корпусов требуется отремонтировать крыши. Это очень большая работа, затратная, но необходимая.

Как там поется в песне: «Пусть я стал человек городской...»? И.В. Аксенов тоже теперь асфальтовый житель. Но связи с родной сельской природой не теряет.

— Семья у нас большая, брат фермерствует, я по мере возможности ему помогаю. С сыном ездим в родные мои места, показываю ему, где я рос, где в «войнушку» играли с деревенскими ребятами — это была главная игра. Места у нас грибные, ягодные, в лес ходим обязательно. Лес любим, да как нашу природу не любить? Где лучше-то?

Главная цель и задача у завода сейчас — поставить на производство БТР-90 и уазовскую «коробку». Освоение этой «коробки» позволит довести выпуск гражданской продукции до 50 %. И мы сможем получить экономическую независимость от заказов Минобороны.


Арзамас, карта сайта
Cайт Арзамаса, Арзамасского района