Арзамасский район
Арзамасский районАрхив новостейКартаГалерея

Встречи в педагогическом. Александр Проханов. Часть 12

Вопрос из зала: Здравствуйте, Александр Андреевич, меня зовут Вадим Рыжков. Наш институт недаром носит имя Аркадия Петровича Гайдара. И раньше в советской школе Гайдара изучали, Гайдара любили, а сейчас в программе школьной его нет. Как Вы считаете, современен ли Гайдар, нужен ли он современной молодёжи и современному школьнику. Спасибо.

А.А. Проханов: Государственная политика сегодняшняя по отношению культуры чудовищна. Гайдар это, или Данте, или Томас Мор, или Есенин, государству наплевать на культуру и на литературу, в частности. Литература отодвинулась на самую периферию, задний край культуры. К этому присовокупляется ещё один момент: Гайдар - советский писатель или художник, а власть - антисоветская, и культура, которая формируется, изначально антисоветская. Поэтому, хотя у нас есть и другой Гайдар, и он мог бы порадеть за своего деда, он мог бы создать процедуру своего рода возвращения Гайдара, он этого не сделал. Поэтому Гайдар, если на него смотреть с точки зрения сегодняшней власти, не просто не актуален, он враждебен. Это страшная тенденция. Но я вам сказал, что есть другая тенденция - острейший нарастающий интерес к советскому: к советскому опыту, к советской истории, к советским политическим технологиям, к советской проектное, ко всему советскому, связанному с культурой. И в этом смысле Гайдар, конечно, будет драгоценным пособием. Он никогда не исчезнет. Он был и он остаётся классиком советской литературы, и он вернётся к публике и как объект изучения, и как учебник социального поведения. Спасибо.

Вопрос из зала: Здравствуйте, Александр Андреевич! Мне хотелось бы узнать, какую литературу Вы бы рекомендовали современной молодёжи. Спасибо.

А.А. Проханов: Я не присоединяюсь ни к Путину, ни к Медведеву, которые рекомендуют читать адаптированный вариант «Архипелага ГУЛАГ», у меня другое ощущение. Мне кажется, что очень важно сегодня, да и всегда, кстати, вернуть в обращение в как можно большем количестве русскую классику, даже не советскую или современную, а русскую классику. Я думаю, что очень важно вернуть в сознание детей русскую поэзию. А дети сейчас будут понимать даже в большей степени, чем мы, скажем, поэмы Серебряного века. Потому что Серебряный век - это непрерывная ода русской природе, это непрерывная ода русской красоте и русской боли, русской вере. И такие стихи Ахматовой, Есенина, Клюева, не говоря уже о великом Тютчеве, о великом Пушкине, - вот эти стихи нужно как можно больше давать детям сейчас, пока что у них такая пластичная память, пластичная душа, чтоб потом, когда на них набросится весь ужас социальный, им будет не до чтения, и в какой-то момент могли бы очнуться где бы то ни было и сказать самим себе или подруге: «Мороз и солнце! День чудесный!» И от этих слов, где бы они ни находились, в тюрьме, или на войне, или где-то в беде, они воскреснут, и это сразу даст возможность воспрянуть и выжить - русская классика!



Арзамас, карта сайта
Cайт Арзамаса, Арзамасского района