Арзамасский район
Арзамасский районАрхив новостейКартаГалерея

История возникновения Арзамасского приборостроительного завода

Арзамасский приборостроительный завод. Начало строительства
Арзамасский приборостроительный завод... Он вписался в биографию города и вошел в судьбы людей как одно из первых масштабных предприятий послевоенного периода. В его рождении и становлении, словно в капле воды, отразились последовательно все этапы истории государства.

Арзамасский приборостроительный завод. Начало строительства
Арзамасский приборостроительный завод... Он вписался в биографию города и вошел в судьбы людей как одно из первых масштабных предприятий послевоенного периода. В его рождении и становлении, словно в капле воды, отразились последовательно все этапы истории государства.

Оправившись духовно и материально от бед и разрухи, арзамасцы разрабатывали генеральный план застройки города, начали развивать свою промышленность, поднимать на новый уровень сельское хозяйство. В это время в городе остро стоял вопрос об обеспечении его жителей рабочими местами.

Созданная в 1953 году самостоятельная Арзамасская область развивалась стремительно. Для нужд промышленности и улучшения быта горожан была проведена линия электропередач от улицы Горького. Началось строительство многоэтажных жилых домов, гостиницы, административных зданий.

Новый секретарь обкома В.И. Ососков вышел в правительство с инициативой строительства в городе промышленных предприятий, поскольку область в то время была в основном сельскохозяйственной. Опыт работы В.И. Ососкова на Горьковском авиационном заводе и породил идею создания в Арзамасе двух небольших предприятий: приборостроения и агрегатных средств спасения летчиков во время полетов. В то время Министерству авиационной промышленности требовалось несколько таких заводов, планировалось их строительство в Новосибирске, Тамбове, Мичуринске, Ростове-на-Дону, Саратовской области. Принимается решение новосибирское предприятие перепроектировать для г. Арзамаса, и для него была выделена площадь в восточной части города. Для агрегатного отвели в северо-западной части (где сейчас расположен радиозавод), но он так и не был построен.

Первым директором приборостроительного завода (в министерстве он именовался п/я 15) был назначен Алексей Иванович Стафеев, ранее работавший замдиректора по строительству на Выксунском металлургическом заводе. Дирекция разместилась временно в арендуемом частном доме №22 по ул. Советской. Здесь в двух комнатах и кладовке закладывалось будущее нового, современного по тем временам завода. И первыми его кадрами были гл. бухгалтер И.П. Сметанин, представитель технадзора И.С. Цуппер, инженер по оборудованию С.С. Федяшин, секретарь-машинистка Д. Гладилина, шофер И.А. Соколов, уборщица С. Тужилкина. Очень тщательно подбиралась кандидатура на должность главного инженера. Им стал зам. начальника техотдела треста «Волгоэлектросетьстрой» Н.В. Хряпов. Около тридцати лет бессменно, до ухода на пенсию, Николай Васильевич находился на этом посту.

Проектные работы колись одновременно и в Арзамасе, и в Москве. Главным инженером проекта был опытнейший специалист — М.А. Беккер. Работу завершили в кратчайшие сроки. В городе существовала всего лишь одна строительная организация (УНР), и ей не пол силу было справиться с объемом работ. Для развития базы за счет министерства закупили пять башенных кранов, столько же бульдозеров, три экскаватора и другую технику. Финансировали также строительство десяти двухквартирных домов для строителей. Первоочередной задачей стало создание промбазы для стройорганизации: железобетонного полигона, бетонно-растворного узла, столярного цеха, механических мастерских.

Н.В. Хряпов вспоминал, что когда они впервые прибыли на место расположения будущего завода, то увидели идиллическую сельскую картинку — паслось стадо коров, пастух на рожке играл. Но 4 мая 1956 года началось строительство. В 10 часов пошла укладка бетона, и присутствующие смогли поздравить друг друга. Они стали участниками рождения нового промышленного предприятия, которому уготовано было стать одним из крупнейших в городе на долгие десятилетия.

Министерство авиационной промышленности средств на строительство завода не жалело. Но были моменты, когда темпы стройки замедлялись по разным причинам и даже вставал вопрос о ее консервации. И тогда решили условно принять на будущий завод рабочих с использованием их временно на строительных объектах. На призыв о приеме на работу откликнулись, в первую очередь, выпускники школ. Они верили в будущее завода, а дирекция свои обязательства выполнила и трудоустраивала в дальнейшем в первую очередь своих строителей.

В это же время в городе началось строительство завода расходомеров, и между дирекциями началось негласное соревнование: кто успешнее справится с объемом работ.

Когда стало прибывать оборудование и приборы, С.С. Федяшин проявил немало хозяйственной сноровки, чтобы обеспечить их складирование и хранение.



Арзамас, карта сайта
Cайт Арзамаса, Арзамасского района