Арзамасский район
Арзамасский районАрхив новостейКартаГалерея

Арзамасский государственный исторический музей

Арзамасский государственный исторический музей открыт 26 октября 1960 года в одном из самых старинных зданий, являющемся памятником архитектуры, — здании бывшей Ильинской церкви. Его экспозиция состоит из трех отделов: дореволюционное прошлое города и уезда, история советского периода, третий посвящен истории Арзамасской школы живописи А.В. Ступина.

Познакомившись с историческим музеем, вы получите представление об истории Арзамаса, его месте среди российских городов, его замечательных людях, его жизни в наши дни.

Пройдемся по залам музея, чтобы нагляднее представить этапы истории города.

Археологическими экспонатами музей похвалиться не может, поскольку специальных раскопок на территории города не производилось. Тем не менее, вы встретите и кое-что интересное. Это результат находок в районах Высокой горы, Ивановских бугров и других местах.

На стендах представлены каменные орудия труда (топоры, скребки), изделия из кости, другие предметы труда и быта первобытного человека.

Далее вы видите фотокопии первых документов об Арзамасе.

Обращает на себя внимание акварель местного художника А.Д. Иконникова «Переход войск Ивана Грозного через реку Тешу», написанная по мотивам легенд и преданий. Кисти того же художника принадлежит и другая акварель, экспонируемая музеем — «Арзамасская крепость XVI века».

Есть в экспозиции и план города Арзамаса середины XVIII века. По нему легко увидеть расположение тогдашней крепости, а письменные источники, дошедшие до нас, дают представление о численности арзамасского гарнизона и его вооружении. У стен военной крепости, как удостоверяют документы, селились в то время торговые и ремесленные люди; неподалеку от крепости по указу царя в 1556 году был построен Спасский мужской монастырь, одним из главных назначений которого являлось обращение местной мордвы в христианство. В фондах музея имеется картина местного художника В.И. Портных, которая так и называется «Крещение мордвы в Арзамасе».

Материалы, собранные краеведами, свидетельствуют о том, что жители Арзамаса не оставались в стороне от многих больших событий, происходивших на Руси.

Несомненный интерес представляет фотография высокого кургана. Это братская могила арзамасцев, похороненных в г. Зарайске. Как известно, в царствование В.И. Шуйского Российское государство переживало тяжелое время польской и шведской интервенции. Зарайск и его крепость были захвачены польским полковником Лисовским с 30-тысячным войском. Добровольные дружины рязанцев и арзамасцев под водительством князя Хованского двинулись на освобождение города. 30 марта 1608 года произошел кровопролитный бой. Победа досталась полякам. В бою пало 300 воинов-арзамасцев.

Памятник, установленный на вершине кургана в 1880 году, разрушился, и зарайцы, почитая мужество погибших, открыли 21 мая 1962 года новый монумент.

В разделе, повествующем об этих событиях, демонстрируются уникальные экспонаты: кольчуга и щит — боевое снаряжение воина XVII века, и оружие — копье, наконечник дротика, рогатина.

Материалы музея отражают и события крестьянских войн XVII—XVIII веков, которые коснулись и территории Арзамасского уезда. В 1606 году арзамасцы принимают участие в восстании Болотникова. Вместе с алатырцами, отказавшимися признать царем Василия Шуйского, они подступили к Н. Новгороду, но были разбиты. В 1611 году восстали арзамасские государственные крестьяне, не пожелавшие отдать свои земли дворянам. Об этих событиях повествуют документы, представленные в экспозициях музея.

Во время крестьянской войны под предводительством Степана Разина отличились многие арзамасцы и особенно героическая женщина, которая вошла в историю под именем Алены Арзамасской. За последнее время увидели свет ценные публикации, приоткрывшие в какой-то степени занавес над прежде неизвестным, помогли лучше увидеть внутренний мир удивительной женщины, вписавшей яркую страницу в летопись нашей Родины. Из наиболее обстоятельных и ценных публикаций, посвященных народной героине, являются повесть нашего земляка Алексея Титова и писателя из г. Первомайска Горьковской области Михаила Суетнова «Алена Арзамасская» (альманах «Дружба», № 14, Чувашское книжное издательство, 1974) и главы в книгах известной поэтессы Натальи Кончаловской — внучки великого русского живописца Василия Сурикова. В книге поэтессы «Наша древняя столица» Алене Арзамасской посвящена целая глава, названная «Вспоминаем и поныне первой русской героине». Автор справедливо и обоснованно расценивает содеянное сподвижницей Разина как одно из важных событий, имеющих отношение к истории Москвы, а имя Алены ставит в один ряд с именами выдающихся деятелей России. Алену Арзамасскую уже издавна называют русской Жанной д'Арк.

Картина художника А.Д. Иконникова «Казнь разинцев в Арзамасе», экспонаты и письменные источники, с которыми могут ознакомиться посетители музея, рассказывают об участии арзамасцев в крестьянской войне под руководством С.Т. Разина, о расправе, учиненной над «бунтовщиками» князем Юрием Долгоруким. Хоронили казненных на так называемых Ивановских буграх, со временем люди поставили над братскими могилами небольшие часовенки, которые назвали «божьи домики». Несколько таких «домиков» видели В.Г. Короленко и А.М. Горький. Изображение их осталось на фотографии, хранящейся в музее.

В материалах и документах представлена и крестьянская война под водительством Емельяна Пугачева. Она закончилась также трагично для ее участников. В музее можно познакомиться с акварельным рисунком, отражающим тот момент, когда Пугачева везут через Арзамас в Москву на казнь.

Музей располагает материалами, относящимися ко времени губернской реформы Екатерины II. В экспонатах представлены изображение герба Арзамаса (два сходящихся углами шеврона на золотом фоне; верхний шеврон — красного цвета, нижний — зеленого), фотография городского магистрата, интересные письменные документы.

В этом же зале демонстрируется коллекция сельскохозяйственных орудий XVIII и XIX веков: соха, борона косы, серпы. Здесь же стоит ткацкий станок, представ лены предметы домашнего обихода, одежда крестьян. Центральное место занимает макет курной крестьянской избы с домашней утварью. О том, что в конце XVIII — начале XIX века город превращается в крупный промышленный центр, сообщают диаграммы, рекламы промышленных предприятий, фотографии и разные вещи. Значительное место в развитии города занимали кустарные промыслы. В экспозиции выставлены вязаные ботинки из цветной шерсти, которые когда-то пользовались большим спросом на ярмарках России и Украины. Это ремесло городские мещанки заимствовали у местных монахинь.

Подолгу стоят посетители у витрин с одеждой зажиточных крестьян и городских мещан. Не будет преувеличением, если скажем, что эти костюмы неповторимы не только в Арзамасском уезде, но и во всей России. Шитые золотом пояса, шапочки, мышки (специальные вышивки золотом по бархату, которые пришивались на рукава кофты), лиловые шелковые сарафаны, отделанные золотым орнаментом и серебряной бахромой. Надо заметить, что изделия арзамасских мастериц были широко известны не только в России, но и в Англии, Греции. Оттуда поступало немало специальных заказов в Арзамас на шитые золотом изделия. Представленные на всероссийские и международные (в частности, Парижские) выставки, они нередко получали золотые и серебряные медали.



Арзамас, карта сайта
Cайт Арзамаса, Арзамасского района