Арзамасский район
Арзамасский районАрхив новостейКартаГалерея

ОАО «АМЗ»: дорога в завтра

С февраля 2007 года производительность труда неуклонно растет. Вместе с этим, как и должно быть, растет и зарплата (то и другое неразрывно взаимосвязаны). Завод взял новый, с нашей точки зрения, единственно верный курс: на обновление оборудования и технологий. Можно даже сказать, на изменение самого отношения к труду и процессу труда. Успех ОАО «АМЗ» - результат слаженной, целенаправленной работы всего коллектива, от токаря в инструментальном цехе до топ-менеджера.

Завод в последнее время помолодел, это видно, наряду со старожилами на предприятии трудятся достаточно много молодых, толковых специалистов. На АМЗ удачно сочетают опыт и энергию молодых.

Мы беседуем с техническим директором ОАО «АМЗ» (возраст 33 года) Алексеем Викторовичем Щеглетовым.

- Алексей Викторович, по мнению экспертов, в российском машиностроении производительность труда составляет 20% от американской. Лично вы согласны с экспертами?

- Пожалуй, нет. Конечно, американское машиностроение более автоматизировано, процесс изготовления машин – на высоком уровне (в основном, механическая обработка деталей), в отличие от существующих в настоящее время реалий российской жизни. Здесь же труд более ручной, универсальный, что ли. Чтобы сделать большее количество деталей, ставится еще один универсальный станок, за него – оператор, или, скажем, квалифицированный токарь, фрезеровщик. Естественно, эффект – неудовлетворительный, это то, что не так давно называлось экстенсивным путем развития. Но можно поставить современный станок с числовым программным управлением, который способен произвести большее количество деталей за то же самое время.

- Алексей Викторович, в Европе на каждом автозаводе заменяется 20% оборудования ежегодно, т.е. в течение пяти лет оборудование обновляется полностью. А как с этим у нас, в России, и конкретно на АМЗ?

- Знаете, сейчас электронная техника обновляется чуть ли не каждые два года, и станочный парк тоже не стоит на месте. Если раньше станки заменялись через 10-15 лет, то сейчас в течение пяти лет появляются новые типы оборудования, которые имеют больше функциональных возможностей, опций для изготовления деталей особенно сложных форм. Причем, новые станки позволяют изготовить деталь от самой заготовки до ее съема. Если раньше для этого требовалось несколько видов различного оборудования, то теперь – всего один станок. Станочный парк на сегодняшний день остался, к сожалению, еще с советских времен и занимает пока около 70% от всего парка. Единственный путь к техперевооружению, что как раз происходит сейчас на предприятии. Старые станки не списываются со счетов, а модернизируются, ремонтируются, их техническое состояние постоянно поддерживается в норме. Тем не менее, они, конечно, явно не вечны, некоторым из них по 40, а то и по 50 лет. Для того, чтобы удовлетворить современного потребителя достаточно большой номенклатурой продукции, требуется, безусловно, современное оборудование, позволяющее выпускать широкий ряд деталей в самые краткие сроки и с хорошим качеством.

- Алексей Викторович, скажите, почему именно с февраля ОАО «АМЗ» двинулся в сторону обновления оборудования? С чем это связано?

- Девяностые годы для российской оборонной промышленности были достаточно тяжелыми, оборонный заказ тогда резко упал. Но с конца 2004 года ситуация изменилась, возрос объем выпуска гражданской продукции, вновь появились оборонные заказы. Начала производиться обширная гамма спецтехники. Выпущено новое изделие «Тигр» - специальное транспортное средство для Министерства Обороны. Кроме этого, предприятием выпускается высокомобильная машина «Водник», проводится модернизация ранее выпускаемой техники БТР-60, БТР-70. Планируется выпуск бронетранспортера нового поколения БТР-90.

- Какое оборудование уже приобретено заводом и какие введены новые технологии?

- Мы вложили в техперевооружение уже более 100 млн. рублей, приобретены же были дорогостоящие импортные станки, в основном, европейского производства. Теперь у нас есть комплекс лазерной резки германской фирмы «Амада», станки ЧПУ, два пятикоординатных фрезерных центра, три токарных автомата, шестиосевая контрольно-измерительная машина. Что же касается новых технологий, то сейчас подготовка производства ведется по двум направлениям. Во-первых, мы активно подключаем инженерно-консалтинговые фирмы, которые делают, согласно чертежам техотдела АМЗ, подбор оборудования, разработку технологий, проводят подбор режущего инструмента от мировых производителей. Например, от таких, как фирма «Скар», «Сандвиг», «Митсубиси», «Вальтер». Они создают математические модели, предоставляют станочные приспособления, словом, «делают технологию под ключ». И еще производят отладку этого оборудования. Второе направление – это когда нашим технологическим отделом производится доработка своими силами имеющихся технологических линий. Подобное разделение позволяет охватить большую номенклатуру деталей, и при этом вводить в производство новое оборудование.

- Алексей Викторович, существует ли на заводе дефицит квалифицированных кадров, и если да, то как это отражается на производстве?

- Конечно, дефицит кадров есть. Объемы производства значительно выросли. То, что система профессионального обучения в свое время приказала долго жить, тоже дает знать. Раньше, училища выпускали токарей, фрезеровщиков, сварщиков, а сейчас – экономисты, менеджеры, бухгалтеры… Персонал стареет, а молодежь идет на завод пока неохотно.

- Есть ли выход из этой ситуации?

- Я думаю, что выход всегда есть. В частности, приобретение нового оборудования, которое требует иной специальности. Например, наладчики станков с ЧПУ. Здесь желательно даже высшее образование, поскольку это очень сложные станки, работа на которых требует серьезных знаний.

- Не кажется ли вам, что основной критерий у молодежи при устройстве на работу все-таки зарплата?

- Да, но зарплаты на нашем заводе – растут. С февраля по март зарплата выросла на 40%. В сентябре, получив расчетные листы, люди увидят очередное повышение. Маленькое уточнение: зарплата повышена всем, кто хотел, чтобы она была повышена. Я имею в виду отношение к труду. И рост будет продолжаться и дальше.

- Алексей Викторович, какова на АМЗ система повышения квалификации?

- У нас на предприятии постоянно проводятся курсы повышения квалификации, есть обучение на базе автомеханического техникума. Из числа наиболее грамотных инженерно-технических работников выбираются руководители курсов, преподаватели, которые передают свои знания молодежи. Буквально через шесть месяцев можно получить специалиста высокой категории. Конечно, сам опыт накапливается в процессе работы.

- Что делается сейчас на заводе по модернизации оборудования?

- Главным образом, стараемся провести модернизацию станков с ЧПУ, поставить современные управляющие стойки. Что касается универсальных станков, то здесь идет восстановление быстро изнашивающихся частей и приведение этих станков по техническим характеристикам к их паспортным данным.

- Хотелось бы узнать о планах на будущее по модернизации оборудования. Нельзя ли об этом пару слов?

- Буквально в ближайшие месяцы мы планируем защитить инвестиционную программу по подготовке и освоению производства машины «Тигр», по увеличению мощностей выпуска деталей для спецтехники, замена станочного парка. Все это позволит предприятию значительно нарастить объемы выпускаемой продукции. Необходимо создавать новые рабочие места.

- Как вы считаете, намеченные планы – осуществимы?

- Все осуществимо. Если ничего этого не делать, то предприятие начнет, в конце концов, сдавать свои позиции в конкурентной борьбе. Все должно совершенствоваться, развиваться, - это требование сегодняшних реалий, иначе не выжить. В современном мире – кто не успел, тот опоздал.

Сергей Корнилов

По материалам "Новой Арзамасской газеты"


Арзамас, карта сайта
Cайт Арзамаса, Арзамасского района