Арзамасский район
Арзамасский районАрхив новостейКартаГалерея

Первая послевоенная пятилетка

Отгремели залпы победного салюта. С честью выполнив свой долг перед Родиной, возвращались домой воины. С душевной теплотой и радостью встречали их арзамасцы.

Первый послевоенный пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства, принятый на сессии Верховного Совета СССР в марте 1946 г., стал программой действий, кровным делом всех советских людей.

Задачи Арзамасской городской партийной организации теперь в основном заключались в переводе промышленных предприятий на выпуск продукции широкого потребления, в укреплении городского хозяйства и в трудоустройстве демобилизованных воинов.

В первый же послевоенный год были переоборудованы и отремонтированы здания школ и лечебных учреждений, занятых под госпитали и воинские части, приведены в порядок магазины, учреждения бытового обслуживания, отремонтированы шоссейная дорога от центра города до станции Арзамас-2 и мостовые улиц Кирова и Советской. При горисполкоме работала специальная комиссия по трудоустройству демобилизованных воинов. Предприятия города и железнодорожного узла на рабочих местах и на краткосрочных курсах обучали бывших солдат гражданским специальностям.

Вернувшиеся на предприятия демобилизованные солдаты и офицеры Советской Армии, даже инвалиды войны, работали с подлинным энтузиазмом. Вот один из примеров такого отношения к труду, засвидетельствованного «Арзамасской правдой» 14 октября 1945 г. На собрании коллектива фабрики им. С.М. Буденного рабочий А.И. Бикеев говорил: «Я инвалид второй группы. Врачи сказали, что надо подождать идти на работу. Но я знаю, что на каждом предприятии сейчас нужны рабочие руки. Демобилизованные должны показать пример в работе». Бывшие фронтовики В.П. Плешаков и Г.И. Жданкин на этой фабрике регулярно выполняли свои месячные задания на 300%.

Вместе со всем советским народом арзамасцы дружно участвовали в первых послевоенных выборах в Верховные Советы СССР и РСФСР и в местные Советы. В областной Совет депутатов трудящихся избрали мастера вагоноремонтного пункта станции Арзамас-2 П. И. Мокеева.

Призыв «Пятилетку — в четыре года!» был тогда подхвачен всем советским народом. Он нашел отклик и в трудовых коллективах г. Арзамаса. Кузнецы вагоноремонтного пункта братья Иван и Дмитрий Власовы, слесарь Николай Глухов стали выполнять дневные нормы на 300—400%. Это было началом послевоенного стахановского движения в Арзамасе. В первой стахановской школе при вагонном депо стали повышать квалификацию 60 рабочих.

Усилиями коммунистов на каждом предприятии были созданы стахановские школы для обучения отстающих и молодых рабочих передовым методам труда. На фабрике им. С.М. Буденного изучался опыт каталя В.П. Плешакова и закладчицы войлоков М.А. Авдеевой.

По примеру горьковчан арзамасцы стали соревноваться за высокие экономические показатели труда — вводились лицевые счета экономии, создавались комплексные бригады отличного качества.

Трудовые коллективы войлочной фабрики им. С. М. Буденного, пивзавода, хлебокомбината, артели «Единение» и леспромартели, подхватив патриотический почин Л. Г. Корабельниковой — инициатора Всесоюзного социалистического соревнования за комплексную экономию сырья и материалов,— выпустили в 1950 г. дополнительной продукции из сэкономленных материалов на сумму около 3 млн. руб.

В городе к концу пятилетки работали 2448 стахановцев и 140 бригад отличного качества.

Вагоноремонтному пункту станции Арзамас-2 по итогам первого послевоенного года было присуждено переходящее Красное знамя Министерства путей сообщения СССР и ВЦСПС и денежная премия. Первое классное место за лучшее содержание путевого хозяйства занял коллектив Арзамасской 3-й дистанции пути Казанской железной дороги.

По результатам работы первого полугодия 1950 г. войлочной фабрике было вручено переходящее Красное знамя Министерства легкой промышленности СССР и ВЦСПС, а по итогам третьего квартала — переходящее Красное знамя Совета Министров СССР.

В Арзамасе за годы послевоенной пятилетки появились новые промышленные предприятия. В 1946 г. на базе небольших ремонтных авиамастерских были созданы межсовхозные машинно-тракторные мастерские (МТМ). Большим событием стала организация в 1948 г. треста Волгоэлектросетьстрой, который возводил крупнейшую в мире (по тем временам) линию электропередач Куйбышев — Москва.

В годы пятилетки совершенствовалось хозяйство Арзамасского железнодорожного узла, где в 1949 г. была введена автоматическая блокировка, которая значительно увеличила пропускную способность станции и обеспечила безопасность движения поездов.

В ходе выполнения пятилетнего плана арзамасцы встретились с большими трудностями. В эти годы стал особенно остро ощущаться дефицит электроэнергии, воды, не хватало сырья, материалов, квалифицированных кадров, мешала производству текучесть рабочей силы. Преодолевая эти затруднения, промышленные предприятия Арзамаса успешно выполнили задания пятилетки. По валовой продукции уровень 1940 г. был превышен в семь раз.

В первую послевоенную пятилетку значительный объем капиталовложений, предназначенных для городского хозяйства, пришлось направить на ремонт старых домов, поэтому новый жилой фонд вырос в основном за счет поселка строителей высоковольтной ЛЭП.

В 1946 г. методом народной стройки развернулось сооружение водохранилища на базе Цыбышевских оврагов. Работы эти, возглавляемые городской партийной организацией и горсоветом, завершились в конце 1948 г. и позволили увеличить подачу городу мягкой питьевой воды (в 1940 г. Арзамас получал 424 тыс. куб. м, в 1950 г. 648 тыс. куб. м). Но, к сожалению, и Цыбышевское водохранилище не решило проблемы — воды по-прежнему не хватало, а это продолжало сдерживать развитие города.

Энергетическая база города к концу пятилетки состояла из небольшой городской электростанции и нескольких энергоустановок на промышленных предприятиях, работавших на привозном топливе. В 1950 г. потребность предприятий города в электроэнергии удовлетворялась лишь на 51,6%, а населения — на 40 %.

Арзамасцы всегда любили свой город. Сразу же после окончания войны начали восстанавливать и благоустраивать парк культуры, стадион, Ленинский сад, озеленять улицы. Тогда же впервые занялись устройством нового парка в березовой роще — одном из живописнейших уголков города.

Отмена в декабре 1947 г. карточной системы в стране, неоднократное снижение цен на предметы первой необходимости значительно улучшили материальное благосостояние народа. Это было заметно по торговым оборотам в городе. В 1950 г., например, было продано значительно больше животных жиров, мясопродуктов, сахару и почти в 2 раза больше промышленных товаров по сравнению с предыдущим годом.

Первая послевоенная (четвертая) пятилетка явилась важным этапом в жизни города — она подготовила базу для его дальнейшего перспективного развития.


Арзамас, карта сайта
Cайт Арзамаса, Арзамасского района