Арзамасский район
Арзамасский районАрхив новостейКартаГалерея

Сегодняшний день совхоза «Зиняковский»

Более десяти лет прошло со времени принятия ЦК КПСС и Советом Министров СССР постановления «О развитии сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР». Жизнь огромного сельскохозяйственного региона находится с этих пор под пристальным взглядом партийного и хозяйственного руководства страны, а также социологов, экономистов, публицистов.

Суть стоящих перед деревней проблем заключается не только в том, что бы с помощью новейших достижений науки и техники увеличить производство сельскохозяйственной продукцию обеспечить запросы населения и потребности промышленности, но и создать в деревне такой уклад жизни, который соответствовал бы масштабам и формам экономики.

Сегодня на наших глазах рождается аграрно-индустриальное производстве социалистического общества, характерной чертой которого является создание новых технологий производственных процессов. Применение маши» и механизмов, использование новых высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур и высокопродуктивных пород животных, совершенствование технологий их возделывания содержания, огромные работы по мелиорации земель позволяют человеку все в большей степени ослаблять свою зависимость о стихийных природных явлений, обеспечивать относительную независимость своего существования.

Но при этом возрастают требования и к самому человеку. Он должен много знать и много уметь. И главное – правильно направлять свои усилия! Ведь чем выше урожайность сорта, чем выше продуктивность животного, тем больше усилий должно быть затрачено на их выращивание и содержание, тем тщательнее должен быть уход за ними. В действиях человека, занятого на выполнении той или иной операции, должны возрастать точность и аккуратность. Другими словами, должна возрастать культура труда.

В деревне совершается коренное культурное переустройство. Оно касается всех сторон жизни сельского жителя, но в первую очередь — сферы быта.

Оказывается, сегодня хорошая работа неразрывно связана с хорошими производственными, бытовыми, культурными условиями. Житель деревни в не меньшей степени, чем житель города, хочет (и должен) иметь определенный комфорт в быту, хорошо организованный труд на производстве, возможности для полноценного отдыха и т. д.

В настоящей статье мы попытались проследить некоторые тенденции культурного становления деревни на примере совхоза «Зиняковский» Городецкого района.

История его достаточно показательна в том отношении, что здесь усилиями коллектива решается одна из главных на сегодняшний день проблем формирование современного сельскохозяйственного предприятия, а значит, создание на селе соответствующих требованиям и запросам его жителей культурно-бытовых условии жизни. За успешное решение этих задач совхоз в 1982 году был признан лучшим по области в работе по закреплению молодежи.

II

Предпримем небольшое путешествие во времени и в пространстве. Посмотрим, какие изменения, какие процессы происходили и происходят на той территории, которую занимает нынче совхоз.

Первое, что обнаруживаешь, попадая во вчерашний день, это ряд административно-территориальных и социально-экономических преобразовании,

которые постепенно сформировали сегодняшний облик хозяйства, а году Зиняковский сельсовет, входивший в то время в Зиняковско-Смольковскую волость Семеновского уезда, насчитывал более трех десятков деревень, в которых проживало свыше 1200 «душ обоего пола», как обозначено в волостной сводке.

В 1930 году в селениях Зиняковского и пяти соседних сельских советов (часть которых была впоследствии объединена в совхоз «Зиняковский») было образовано несколько колхозов, редко в одной деревне, как, например, а Зарубине, соседствовало два, а то и три хозяйства.

В 1954 году эти небольшие колхозы были объединены в два крупных — «Мир» и «Дружба».

В 1962 году на базе этих колхозов был организован совхоз «3иняковский». В тот момент в него вошли 105 деревень с населением около человек.

В 1981 году на территории совхоза проводилось социально-демографическое обследование. Оно показало, что для совхоза характерны общие со всем Нечерноземьем тенденции. Население совхоза за 19 лет его существование сократилось примерно на полторы тысячи человек. Если в 1962 году численность только трудоспособных составляла 1622 человека, то на 1 января 1981 года — 934 человека. Численность жителей неуклонно сокращалась во всех населенных пунктах (за исключением самих Зиняков). Часть деревень перестала существовать вовсе.

Громоздкость хозяйства, сложность управления им, недостаток возможностей для равномерного развития культурно-бытовых условий жизни населения привели к выделению в 1982 году самостоятельного хозяйства с центром в с. Зарубине.

В настоящее время в состав совхоза «Зиняковский» входят 35 деревень с населением 1457 человек. При этом на центральной усадьбе, в с. Зиняки, проживают 1016 человек, в то время как на остальные населенные пункты остается 441 человек, то есть примерно 13 человек на каждый. По сравнению с 1981 годом население той части Зиняковского сельсовета, на которой расположен ныне весь совхоз, увеличилось почти на 70 человек, а население самих Зиняков — почти на 180.

III

20 лет назад понятие «социально- экономическое развитие деревни», в котором «социальное» приравнивалось бы к «экономическому», не было столь употребительным. Еще не говорилось о «комплексном подходе» к переустройству села. И в результате недостаточное внимание к нуждам и потребностям сельского жителя поставило перед обществом целый ряд сложных проблем.

С определенной долей уверенности можно утверждать, что понятие «комплексный подход» ориентирует деревню в первую очередь на повышение общего культурного уровня.

Культура, как говорил В. И. Ленин, это то, что вошло в быт, в привычку, стало нормой жизни и поведения подавляющего большинства людей, масс. Именно на этой основе формируются наиболее характерные черты личности, в которых отражается специфика того или иного уклада жизни.

Декрет о земле был первым шагом на пути формирования нового уклада жизни крестьянства. После ликвидации помещичьего землевладения в стране образовались миллионы мелких крестьянских хозяйств, которые не позволяли обеспечить такой рост производства сельскохозяйственной продукции, который соответствовал бы целям социалистического общества. Поэтому следующим шагом в становлении социалистического сельскохозяйственного производства стала коллективизация.

Российская деревня вступила на путь преобразования, социального, экономического и культурного развития, решая несколько задач одновременно. Нужно было создать крупное производство, основанное на применении машин, нужно было дать образование десяткам миллионов людей, чтобы они могли управлять этими машинами, нужно было изменить культурно-бытовые условия жизни этих людей.

Многие из этих задач решены. Но в силу разного рода исторических причин становление производственной, культурной, бытовой сфер бытия деревенского жителя совершалось неравномерно. Деревне сегодня не хватает общей культуры, не хватает профессионализма в подходе к задачам и к их решению.

Именно поэтому требование, сформулированное в Продовольственной программе СССР, принятой на майском (1982 г.) Пленуме ЦК КПСС,— «опережающими темпами вести в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях строительство благоустроенных жилых домов с хозяйственными постройками, детских дошкольных учреждений, клубов, библиотек и других объектов культурно-бытового назначения, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, а также дороги — обозначило новый этап культурного развития деревни. Это отчетливо прослеживается на примере Зиняков.

За годы, прошедшие со времен коллективизации, изменялись орудия труда, происходил процесс насыщения сельского хозяйства машинами и механизмами. Совхоз «Зиняковский» в 1982 году имел 24 гусеничных и 42 колесных трактора, 57 автомашин, 22 зерновых, 11 картофелеуборочных и 9 силосоуборочных комбайнов, 30 тракторных плугов, 16 культиваторов, 20 тракторных сеялок, 9 тракторных сенокосилок и 4 картофелесажалки. (Для сравнения скажем, что Балахнинская МТС, базировавшаяся в Зиняках, в 1934 году располагала 18 тракторами «Фордзон», 1217 плугами, 726 боронами, 14 сеялками, 17 картофелесажалками, 124 молотилками и 120 веялками).

До 1936 года здесь были построены больница, открыта амбулатория, школа, при артели стал работать радиоузел, выстроено здание под магазин. В селе появилась столовая, детская площадка, работали изба-читальня, клуб, при котором был разбит сквер, библиотека. Была сооружена электростанция мощностью 220 кВт. Если при этом мы не забудем, что в радиусе до 10 км в других сельских Советах — Зарубинском, Сухаренковском, Кирюшинском, Сорокоумовском, Пречистенском— также открывались школы, избы-читальни, библиотеки, строились производственные здания, то с учетом существующих форм расселения, плотности населения, традиционных средств передвижения и сообщения, практически еще не тронутых веяниями времени форм проведения досуга нельзя не видеть стремительного изменения разных сторон быта и культуры крестьянства.

Одним из самых примечательных явлений жизни послереволюционной деревни был, по словам В. И. Ленина, «рост жажды ученья», воплотившийся в феномене культурной революции, беспрецедентной по темпам ликвидации безграмотности.

До революции в Зиняках, насчитывавших всего 10—15 домов, была двухклассная начальная школа, в которой обучались 26 учеников из 18 селений. В 1919 году в школе насчитывалось уже 80 учеников. К 1936 году в селе построили неполную среднюю школу на 350 мест, а училось в ней 375 человек.

Несмотря на войну, на тяготы послевоенного времени, уровень образования продолжал неуклонно расти. В то же время производственные отношения и социально-культурные преобразования развивались менее быстрыми темпами. И это поставило перед деревней серьезные проблемы. С одной стороны, уровень образования вдруг стал превышать потребности сельскохозяйственного производства, что и было зафиксировано социологами в начале 70-х годов. С другой стороны, как пишет Т.И. Заславская, «в условиях имеющихся существенных различий между городом и деревней, давая сельской молодежи такое же образование, как и городской, нельзя рассчитывать на то, что она будет жить в деревне. Уезжают люди не столько из-за условий труда, сколько из-за резкого отставания всего комплекса условии жизни, быта и досуга в деревне».

Молодое поколение взыскательное к условиям и содержанию работы, меньше ею удовлетворено по сравнению с работниками старших возрастных групп. Более требовательна молодежь и к условиям жизни в деревне. Вместе с тем молодежь оказалась более пассивной по сравнению с поколениями своих отцов и дедов. Не случайно в нашем обиходе получило права гражданства и еще одно выражение «хозяйское отношение к земле» несущее в себе отчетливо культурно-созидательное значение.

Ибо деревня, как целостное образование, должна выполнять некоторые функции не только по отношению к обществу в целом, но и по отношению к себе. Деревня сегодня должна организовать производство нужного количества хороших и дешевых продуктов питания, сельскохозяйственного сырья для промышленности; освоить, заселить и осуществить контроль и поддерживать общественный порядок на всем своем жизненном пространстве; предоставить сельскому населению (как крупнейшей группе общества) жизненные условия, обеспечивающие достаточный уровень удовлетворения его материальных и духовных потребностей, а также возможность разностороннего развития личности.

То есть деревня предстает перед нами как социально-поселенческая, производственно-экономическая и культурно-бытовая среда существования ее жителей.

Нынешнее преобразование Деревни связано, как представляется именно с этим пониманием ее роли в обществе.

Переход сельского хозяйства к современным формам его ведения сопровождается все большим вовлечением деревни в сферу культуры влияния города, чему способствовали возросший уровень благосостояния сельских жителей, появление телевидения, развитие форм массовой культуры. Если еще 30 лет назад колхозники сами пекли хлеб, сами делали хомуты и телеги, бороны, если в начале 50-х годов почти половина сельскохозяйственной продукции производилась в личном подсобном хозяйстве, которое в полном смысле само себя обеспечивало орудиями и материалами, то в дальнейшем в быт крестьян все больше и больше проникают элементы быта городского.

В Зиняках наглядно вырисовываются и процессы становления крупного хозяйства, и процессы становления Нового быта. Небольшая экскурсия по селу поможет нам в этом убедиться.

На некотором удалении от центральной усадьбы расположен животноводческий комплекс крупного рогатого скота. Труд здесь значительно легче, чем у занятых на других фермах. Здесь четко определены границы рабочего дня, введена двухсменная работа. На комплексе более глубокое технологическое и функциональное разделение труда. Труд вспомогательного и обслуживающего персонала также механизирован. На комплексе заняты в основном молодые, то есть, как правило, самые образованные и квалифицированные кадры. Около половины всех работников — в возрасте до 30 лет (и 30% до 25 лет). Треть имеют законченное среднее и среднее специальное образование и еще треть незаконченное среднее (для сравнения отметим, что 47% работников имели в 1981 году образование до 6 классов).

Продолжая наш путь, мы попадаем в территорию, отведенную под центральные ремонтные мастерские. Здесь выстроены капитальные теплые помещения для ремонта техники, есть диспетчерская, откуда поддерживается связь по радио со специалистами в любом конце совхоза. С точки зрения не только культуры производства, но и общей культуры труда показательны крытые помещения для хранения комбайнов и другой техники.

Следующая наша остановка — у недавно введенного в эксплуатацию картофелесортировального пункта. Мы привыкли к движению конвейера в цехе привыкли к поточным линиям, в наш обиход уже вошло словосочетание «гибкие системы производства», но именно здесь завораживает «ритм современного производства». И слова «технологический процесс» становятся реально осознаваемыми. Картофелеуборочный комбайн в поле, непрерывное движение мягкой ленты транспортеров, по которым картофель движется к бункерам-накопителям, и минимум людей, занятых на операциях, — это уже новое качество труда, переходящее в новое качество деревенской жизни.

Переход к индустриальному труду в деревне — это возврат к мужскому труду. Уже сейчас доля мужчин в составе постоянных работников совхоза составляет 66%. В настоящее время чисто женскими остаются профессии животноводов (за исключением скотников и пастухов). Большинство занятых на ручных работах в растениеводстве — тоже женщины. В целом по совхозу доля работников, занятых на конно-ручных работах, составляет примерно 25%. Почти половина из них женщины. Индустриализация животноводства позволит заменить часть традиционно женских рабочих мест (доярок, телятниц) мужскими рабочими местами (слесари, операторы, мастера-наладчики).

Далее наш маршрут пройдет по объектам социально-культурного назначения. Больной вопрос российского Нечерноземья — это дороги с твердым покрытием. В Зиняках он успешно решается. С районным центром центральная усадьба соединена асфальтированной дорогой. В самом селе все основные улицы с твердым покрытием (к Дому культуры, школе, на животноводческий комплекс, картофелесортировальный пункт, в ремонтные мастерские и т. д. жители Зиняков идут по асфальту).

Довольно рано в Зиняках поняли ту, как оказалось, далеко не очевидную истину, что удержать, закрепить людей в сфере сельскохозяйственного производства можно, только создавая им культурно-бытовые и жилищные условия, приближающиеся к условиям города. К настоящему времени здесь сформировались два небольших микрорайона из двух- и трехэтажных многоквартирных оборудованных водопроводом, центральным отоплением, ванными и газом домов. В коммунальных квартирах проживает более половины работников совхоза. В центре одного из микрорайонов расположен детский комбинат (140 мест).

В ходе уже упоминавшегося обследования было отмечено, что совхозу не хватает трудовых ресурсов и он не может рассчитывать на людские резервы своей местности. Прогноз до 1990 года показал, что ушедших на пенсию работников выпускники школы не смогут заменить, даже если все они останутся работать в хозяйстве. Но, конечно, прежде всего, именно на них и рассчитывает совхоз. Отсюда то серьезное внимание, которое уделяется средней школе. Для нее возведено новое здание с удобствами, оборудованы спортивный зал и тир, создано небольшое учебно-производственное хозяйство: оранжерея для выращивания овощей и телятник на 20 голов. Запланировано сооружение плавательного бассейна.

В Зиняках есть участковая больница на 50 мест. Организованная в 30-х годах, она требует модернизации, запланировано строительство новых корпусов. Действует на центральной усадьбе автоматическая телефонная станция на 100 абонентов. Вводится в действие здание торгового центра, в котором будут расположены также и предприятия сферы бытового обслуживания.

С момента своего образования совхоз постоянно строит. Это, как мы видим, и производственные корпуса, и учреждения социально-культурного и бытового назначения, и жилье, и дороги. Но в основном застраивается центральная усадьба совхоза — село Зиняки.

IV

Есть в Зиняках и два учреждения, имеющие прямое отношение к культуре, понимаемой в узком смысле как отрасли, отвечающей за развитие и реализацию художественных способностей людей, организацию их общения и досуга. Это Дом культуры на 31 мест и краеведческий музеи на общественных началах (пока еще редкое явление в селах Нечерноземья).      

Высокая концентрация населения в Зиняках (две трети населения совхоза), относительно большая доля молодежи в возрасте 10—29 лет наличие большой группы интеллигенции (руководители и специалисты сельского хозяйства, учителя, медицинские работники, всего более 100 человек), квалифицированные кадры светработников - все вместе взятое обусловливает и довольно высокую активность жителей села в сфере самодеятельного художественного творчества. В Доме культуры работают 14 коллективов художественной самодеятельности, кружков и любительских объединений. Здесь есть хоровые и вокальные коллективы, танцевальные кружки, детский духовой оркестр, вокально-инструментальный ансамбль. Всего в их работе участвует свыше 200 человек.

Работают при Доме культуры и спортивные секции. Здесь же расположена и библиотека с читальным залом, прекрасно оборудованная детская комната.

Культурные запросы населения меняются, и теперь Дом культуры библиотека не удовлетворяют сельских жителей. Статистика нескольких последних лет как в целом по стране, так и по Горьковской области показывает, что число коллективов художественной самодеятельности, например, постепенно сокращается. Связано это не в последнюю очередь с возросшим уровне материального благосостояния, развитием телевидения, подвижностью молодого поколения деревни и, как следствие, с общим ее постарением.

Обследование быта работников совхоза показало, что телевизоры имеются у 96%, радиоприемники — у 75%, магнитофоны — у 44%, библиотеки, насчитывающие более 100 книг, у 15 %.

Эти факторы не могли не оказать сильного влияния на отношение к традиционным формам культурной жизни. Если обрисовать проблему в самых общих чертах, то с переходом от единоличного труда к коллективному изменились (и с течением времени меняются все в большей степени) условия проведения досуга. Деревенские посиделки и обмен новостями на завалинке были          естественной формой общения деревенских жителей. Они собирались вместе после единоличного труда. Сейчас человек большую часть своего времени работает бок о бок со своим соседом, а информацию ему поставляют радио, газеты, телевидение. Многие же формы организации досуга (лекции, участие в коллективах художественной самодеятельности, кино и гастролирующие филармонические и театральные группы) возникли еще в то время, когда в деревне преобладали черты прежнего уклада жизни. И эти формы заметно отстали от образа жизни, формирующегося на наших глазах.

Культура — двусторонний процесс: это создание художественных (но не только) ценностей (творчество) и восприятие их. Поскольку деревня по сравнению с городом отличается меньшей подвижностью общественной жизни, меньшим разнообразием предлагаемых населению культурных и бытовых услуг и другими сторонами своей жизни, в ней преобладает именно восприятие культуры в ущерб бытовавшим ранее активным ее формам.

Исследования досуга сельских жителей показывают, что 60% своего свободного времени они проводят дома. На первый план выдвигается проблема общения, создания условий для успешного ее решения.

В настоящее время идет поиск таких форм организации культурной работы на селе, которые активизировали бы досуг сельского жителя. Повсеместно в стране закладываются основы для объединения усилий всех учреждений культуры, работающих в деревне в рамках комплексных социально-культурных программ, культурно-спортивных комплексов.

Нужно сказать, что активность жителей самих Зиняков в сфере удовлетворения культурных потребностей довольно высока. Поскольку все, что связано с культурой, пока не поддается точному измерению, судить о ней мы можем только по косвенным показателям. Если в настоящее время сельский житель Горьковской области посещает различного рода зрелищные мероприятия, проводимые культурно-массовыми учреждениями, в среднем 26 раз в год, то каждый зритель Зиняков ходит в свой Дом культуры около 35 раз в год. Если из каждой тысячи сельского населения в работе кружков и коллективов участвует около 120 человек, то в Зиняках в два с лишним раза больше. Если одно клубное учреждение Горьковской области проводит в среднем примерно 128 мероприятий, то зиняковский Дом культуры — около 300.

Слово «культура», пришедшее к нам из латинского языка, обязано своим происхождением именно сельскому хозяйству. «Земледелие» наряду с «возделыванием, обработкой, уходом» — одно из основных его значений. Вместе с тем понятие это, воспринимаемое нами как обозначение духовных устремлений человека и, соответственно, результатов этих устремлений, не связывается в нашем сознании с его древними корнями. Возделанная, ухоженная, облагороженная трудом многих поколений земля — это и есть культура, это тот фундамент, на котором зиждется все многообразие творческих исканий человека. Сегодня этот фундамент подвергается коренной перестройке. Сегодня в круг забот сельского жителя, как уже говорилось, входит и забота о повышении культуры труда, культуры быта и жилья, охрана природной среды.

Отсюда могла бы получить свое начало очень большая тема, требующая, естественно, развернутого изложения. Здесь мы только коснемся ее. Сегодня мы видим во главе процветающих хозяйств талантливых и предприимчивых руководителей. Но мы видим и обратную сторону этого явления. С уходом их меркнет подчас и слава руководимых ими коллективов. Забота о своем доме не может лежать на плечах одного, пусть даже выдающегося руководителя. Здесь нужны знания, умения, прилежание, труд многих и многих людей.

На новый уровень культуры ориентируют село материалы апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС и постановление ЦК КПСС «О мерах по улучшению использования клубных учреждений и спортивных сооружений» (12 июня 1985 г.).

Ю.С. Гапеенков

Арзамас, карта сайта
Cайт Арзамаса, Арзамасского района