Cимвол славы и величия
Почти два века прошло, как русский народ освободил от нашествия наполеоновских полчищ не только свою родную землю, но и многие государства Европы. Вот как писал один из арзамасцев, современник тех событий, выражая свои чувства по этому поводу: «Свершились дела неимоверные, чудесные! Единым промыслом Всевышнего Россия спасена от гордых, варварских замыслов все-светного врага, бывшего повелителя французов, и твердостью своего императора, храбростью войск своих она сравнена в величии с сильнейшими царствами…».
По просьбе арзамасцев профессором архитектуры М. Коринфским, учеником А. Ступина, был составлен проект здания, который затем был утвержден Санкт-Петербургской императорской академией художеств и одобрен преосвященным Моисеем, епископом Нижегородским и Арзамасским. В одном из архивных документов о вышеупомянутом проекте говорится: «Собор, имея вид крестообразный, простирающийся в длину и ширину по 30 саженей и в вышину на 22 сажени, содержит внутри себя площадь 2638 квадратных аршин…». Согласно проекту собор должен иметь с четырех сторон единообразные фасады с портиками, которые возвышены на 15 ступенях, и каждый портик должен состоять из 12–ти ионических колонн, вышиной в 17 аршин с фронтонами и с соединенными между собой открытыми террасами. По замыслу архитектора венчают собор пять куполов, на среднем из них должно быть двенадцать окон.
Первое всесословное собрание жителей Арзамаса, на котором и был составлен общий приговор о постройке нового собора, состоялось в начале февраля 1814 г., а уже 18 февраля проект был одобрен преосвященным Моисеем. Поскольку идея постройки была принята всеми жителями города, то и сама стройка его приняла поистине народный характер. Уже на первом этапе арзамасским обществом было пожертвовано более пятидесяти тысяч рублей. 14 июля 1814 года при собрании духовенства, лиц других сословий торжественно была начата закладка нового собора. Первый камень в основание был положен его настоятелем протоиереем Стефаном Пименовым.
Для строительства нового соборного храма приглашались лучшие мастера, как из местной округи, так и из–за ее пределов. Например, кладку кирпичного свода выполняли крестьяне села Паново И. Семенов и П. Павлов, пилили и перевозили протес для пола крестьяне села Водоватово. Капители к наружным колоннам делал крестьянин деревни Стрелка (в архивном документе написано – Пушкарка тож) Я. Столяров, железные двери ковал кузнец А. Еремеев. А вот рамы для окон куполов изготавливал крестьянин Балахнинского уезда, вотчины графини Мамоновой Л. Мухомарников. Работу по железу на куполах выполнял крестьянин Выездной слободы С. Усанов, а его земляк И. Глухов производил окраску крыши. Остекление же окон делал арзамасский мещанин А. Хомутинников с прочими людьми.
Просматриваешь архивные документы об этих людях и не перестаешь удивляться, насколько многими ремеслами и специальностями владели крестьяне и мещане, какими талантами всегда была богата русская, в том числе и арзамасская, земля. Так, когда при строительстве один из столпов, поддерживающий его своды, вдруг дал трещину, на помощь растерявшимся от этого строителям пришел простой крестьянин Е. Михайлов. По его совету треснувший столп оковали железом и заштукатурили. Таким образом великое для арзамасцев дело было спасено и продолжено.
Строительство собора по нынешним меркам велось, может быть, и медленно, но зато основательно, на века. Первый придел был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Это событие состоялось 10 июля 1832 года. В последующие годы по мере продолжения работ были освящены и остальные престолы: в 1833 – во имя Всех Святых, в 1834 – во имя святых благоверного князя Александра Невского и Митрофана Воронежского, в 1840 – главный престол во имя Воскресения Христова и в 1842 – во имя святого великомученика Иоанна Воина.
Окончанием строительства Воскресенского собора считается 1842 год, когда был освящен последний пятый престол. Для жителей Арзамаса это было знаменательное событие, собравшее огромное количество народа. Но доведение храма до совершенного вида, улучшение его благолепия продолжалось еще в течение ряда лет. Лишь в 1848 году была закончена кладка ступеней к собору с северной стороны. В том же году академик живописи А. Ступин закончил роспись фронтонов: Восстание Христа от гроба, Святой Троицы, Покрова Богородицы, Всех Святых и Спасителя, сидящего на престоле.
Прошло 28 лет, прежде чем осуществилась заветная мечта арзамасцев – увековечить славу сынов своего отечества, построив в честь этого величественный памятник. И как написано в документе современником: «… Да будет храм сей, воздвигнутый христианским усердием и сыновнею ревностью в городе Арзамасе, славным памятником подвига русского воина и его христианского духа».
По материалам газеты "Арзамасские новости" - 2006 год