Отечество в надежных руках
Афганистан
В настоящее время на Арзамасском машиностроительном заводе трудятся более 20-ти воинов-интернационалистов, волей судьбы оказавшихся в «пекле» афганской войны. Среди них Виктор Иванович Романов, оператор заправочной станции отдела выдачи ТМЦ в производство. Участник боевых действий в Анголе в 1977–78 гг. Награжден медалями «От благодарного афганского народа», «За отличие в воинской службе» за участие в военных действиях на территории Афганистана.
– Виктор Иванович, сейчас многие молодые люди не хотят идти служить. Какие мысли и чувства были у Вас, когда Вы получили повестку?
– В наше время отдать долг Родине – считалось священной обязанностью каждого мужчины. Девушки даже косо смотрели на тех, кто не служил, и замуж за них не хотели выходить. Меня призвали в армию в 19 лет после окончания Чкаловского речного училища. На военно-морском флоте я и начал свою карьеру военного.
– Служба на флоте, на Ваш взгляд, чем-то отличается от службы в сухопутных или воздушных войсках?
– Морфлот – это особенный мир. Там не существует и никогда не существовало понятие «дедовщина». Мы все в одной «лодке». На корабле у каждого свой объект,
за который он отвечает до конца службы.
– Как Вы попали в «горячую» точку?
– Отслужив на флоте, я вернулся к жене в Арзамас. Вместе с ней мы отправились в Мурманск, где мне предложили командировку в Анголу. Но прежде нужно было доказать, что ты достоин этого.
На одно место претендовали трое военных. Я прошел по всем показателям. Однако, на сборах выяснилось, что я не состою в коммунистической партии и меня отстранили. Но волей судьбы меня все же командировали в Анголу, поскольку один кандидат не прошел по состоянию здоровья медицинскую комиссию, а второй, узнав, что в «горячую» точку отправят все-таки его, решил отметить назначение.
Да так крепко праздновал, что был не в состоянии явиться в назначенный день в штаб. В срочном порядке в Анголу улетел я.
– Что особенно запомнилось в те годы?
– Война – есть война. Всегда пистолет и автомат при себе, под кроватью ящик с гранатами… Но несмотря на все тяготы военного положения, отсутствие элементарных условий для жизни, мы знали, что все это временные трудности, и дома нас ждут горячо любимые и близкие люди. Мысль о доме всегда согревала душу и поднимала боевой дух. Из Анголы я вернулся с хорошей суммой денег. Сразу же купил себе «Волгу». В то время – неслыханная роскошь. И вот однажды приехал на ней в родной село Семеново Арзамасского района, земляки меня спрашивают: «Виктор, ты больше не служишь?»
Отвечаю: «Служу». Они: «А зачем тогда шофером работаешь?». «Да это моя машина», – говорю. Не поверили они, сказали, что даже председатель никак не может купить себе автомобиль.
– Потом был Афганистан?
– Из Мурманска мы с семьей вернулись в Арзамас. Я снова поступил на службу в войсковую часть №17845. Через некоторое время мне предложили отправиться в Афганистан. Я согласился, но никак не думал, что попрощаться с женой и детьми придется уже через три дня… Несмотря на ранги и звания, каждому воину хотелось вернуться оттуда домой. Афганистан – не приветливая страна. Если в Анголе к советским людям местные относились лояльно, то афганцы были настроены враждебно.
Нельзя было угадать, кто перед тобой – мирный житель или коварный враг. Днем афганцы всегда чем-то торговали, а ночью и стар и млад брался за оружие. Об их жестокости ходили легенды.
– Семья Ваша, наверно, очень переживала…
– Жене моей памятник нужно поставить при жизни, сколько она вынесла. Все вытерпела. Знаете, не сладко быть женой военного. А поженились мы еще до того, как я ушел в армию. Мне 19 было, ей – 18… Ждала меня моя любимая. Да и дети выросли на радость отцу – достойными гражданами своей страны. И старший, и младший сыновья пошли по моим стопам, выбрав карьеру военного. Еще раз повторюсь, защищать свою Отчизну – святая обязанность каждого настоящего мужчины.
Чечня
Распад Советского Союза в 1991 году вывел на поверхность множество проблем как во внутренней, так и во внешней политике. Многие республики, которые остались в составе России, были недовольны своей неавтономностью. Остро стояли вопросы прав регионов на землю. Наиболее трудная ситуация сложилась в Чечне.
Около 80 человек, работающих на АМЗ, прошли через обе чеченские компании. Михаил Васильевич Юрков, наладчик станков с ЧПУ МСЦ-4, один из тех, кого в те 90-е гг. отправили в «горячую» точку. Имеет наградной знак «За отличие в службе» II степени за участие в контртеррористических операциях на Северном Кавказе.
– Михаил Васильевич, расскажите, как вы попали в Чечню?
– Призвался в армию, где обучился мастерству вождения бронетранспортера. Вот тогда-то я впервые столкнулся с техникой Арзамасского машиностроительного завода. Потом, в числе многих других военнослужащих, меня отправили в Чечню. Первая (как ее потом окрестили) чеченская кампания была в самом разгаре.
И хотя прикреплен я был к службе машино-технического обеспечения, эхо войны доносилось и до меня. По состоянию бронетехники, которую привозили ко мне на ремонт, легко было догадаться, что переживали ребята на передовой…
– Из водителя БТРа Вы «переквалифицировались» в работника «сервисного центра»?
– Война учит людей многому. Техника нашим ребятам была необходима. Не раз бронетранспортеры под маркой АМЗ спасали жизни экипажей, буквально вытаскивая военнослужащих из-под обстрела. БТРы заводились даже с неполадками в двигателе, уходили с оторванными после взрыва колесами. Мне приходилось экстренно чинить, менять детали, прикручивать колеса от одной машины к другой. Бывало, что пригоняли самоходную технику из других частей. И вот однажды, когда я был занят ремонтом очередного броневика, рядом со мной упал снаряд, второй пробил крышу машины, задел и соседнюю… А я остался цел и невредим. Говорят, в рубашке родился.
– Это, наверно, был самый страшный и запоминающийся момент?
– Когда смерть смотрит тебе в лицо – не так страшно. Гораздо страшнее, когда твоих друзей увозят как «груз 200».
– Что дал лично Вам опыт участия в контртеррористических операциях? И каждый ли мужчина, по Вашему мнению, должен отдать долг Отечеству?
– Я понял, что значит чувствовать плечо товарища, научился относиться к людям с теплотой, потому что, никогда не знаешь, когда их не станет рядом… А вообще, мне
кажется, каждый уважающий себя мужчина должен отслужить в рядах российской армии. А вдруг завтра война? Кто встанет на защиту наших детей, жен и матерей?
– На Арзамасский машиностроительный завод устраивались целенаправленно?
– Думаю, что сама судьба так решила. На следующий год после демобилизации с Северного Кавказа, меня пригласили на АМЗ. И я согласился, тем более что был
знаком с каждым винтиком бронетранспортера. Вначале работал водителем-испытателем, а потом обучился на наладчика станков.
Теперь изготавливаю детали для «родной» техники. Мы с ней бок о бок многое прошли. Я-то точно знаю, что лучше наших БТРов нет!
Среди тех, кто оказался в те военные годы в Чечне, был и Евгений Александрович Веселов, токарь инструментального цеха. Награжден медалями «За воинскую доблесть» и «За отвагу» за участие в военных действиях на Северном Кавказе.
– Евгений, с каким настроением Вы шли в армию? Думали ли, что придется воевать?
– Повестка пришла, когда я уже работал на Арзамасском машиностроительном заводе. Пришлось уволиться. Весной 2000 года меня призвали в Вооруженные силы Российской армии в инженерные войска. Сначала была «учебка» в Подмосковье, потом воинская часть в Ростовской области. Конечно, тогда мы все знали, что на Северном Кавказе не спокойно, и попасть туда никому не хотелось.
– Все же судьба распорядилась, что Вы оказались в «горячей» точке…
– Наша часть расположилась в месте дислокации основных войск в Ханкале. Разместили нас в палаточном лагере недалеко от станции. Поначалу было страшно – то тут, то там раздавались автоматные очереди, были слышны взрывы, и нам, воспитанным в условиях мирной жизни, становилось не по себе. Но человек привыкает ко всему: со временем мы все стали воспринимать как должное.
– Вас определили сапером в роту разминирования. А у саперов, как известно, нет права на ошибку. Страшно было?
– Основная задача, которая стояла перед нами – разминирование подходов, ведущих к месту расположения врагов, а также проверка железнодорожных составов на наличие взрывоопасных предметов. Приходилось минировать и горные бандитские тропы и переправы. Часто нас на вертолетах доставляли в горы для того, чтобы мы разведали обстановку, нет ли здесь мин. Как правило, перед началом той или иной спецоперации, мы должны были расчистить путь для прохождения спецназа и заминировать подходы врагам. Не раз приходилось смотреть противникам в глаза…Это ощущение никогда не понять тем, кто не бывал на войне.
Так хочется, чтобы над головами наших детей всегда было мирное небо!
А. Дорофеева