Преображение
– В следующем году школа будет отмечать уже свое десятилетие, но большинство арзамасцев не знают о ее существовании. Чем это можно объяснить?
– Причин несколько. Для масштабов Арзамаса школа достаточно мала и стеснена в средствах для распространения информации о себе. Но ее просветительский стиль созвучен характеру просветительской деятельности всей православной церкви. Для пояснения этой мысли возьмем эпизод из Евангелия – крестные муки Спасителя, рядом с Которым распяты два разбойника – один упрекает Христа, другой, напротив, раскаивается и исповедует Его как Бога. И что делает Христос? Он не упрашивает, не убеждает первого, а лишь говорит раскаявшемуся: «Ныне же будешь со Мной в Царствии Небесном». Этот момент свидетельствует о том, как Творец осторожно, с уважением относится к воле Своего творения. Из этого видно, что проповедь Православия не назойлива, как реклама, а смиренна и благодатна. К тому же мы всегда регулярно сообщаем в СМИ о всех наших мероприятиях. И тот, кто стремится к духовным знаниям, обязательно их находит – «блаженны алчущие правды, ибо тии насытятся».
– Предполагается ли сотрудничество с муниципальными учебными заведениями?
– К сожалению, на городском уровне каких–то особых договоренностей, совместных программ у нас нет. А вот со своими праздничными концертами, беседами часто выходим в школы, детские дома, колонию, даже на предприятия.
– Любой юбилей – это подведение итогов, осмысление прошлого. А с чего начиналась история школы?
– Она появилась при православной общине «Кипарис», которая со временем переросла в приход церкви Святого Духа. Первым ее духовником стал отец Григорий, ныне служащий в Москве, а организатором Т. Самойлова, преподаватель школы в настоящее время. Но одной из первопричин ее создания явилось, без сомнения, второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского, которое пробудило, взволновало народ и отозвалось благими плодами в нашем городе.
– В чем особенности учебного процесса в вашей школе?
– Любая система педагогических взглядов исходит из понятия – что же такое человек. Отсюда – прин-ципиальное различие православной педагогики от традиционной, светской. Все Священное Писание подтверждает, что человек обладает не только видимым телом, но и духом, бессмертной душой. Поэтому и православная педагогика стремится осуществить главное в воспитательном процессе – привести человека к Богу, исцелить, вслед за церковью, душу современного ребенка, в силу очевидных причин поврежденную грехом. Ведь и свое название школа получила не от того, что занятия проходят преимущественно по воскресеньям, а потому, что призвана воскрешать, преображать детскую душу, являясь своеобразным мостиком из мира – в церковь, к Богу.
– И какими средствами добиваетесь решения этой сложной задачи?
– Каждый православный педагог понимает, что самостоятельно не может воздействовать на душу ребенка. Возьмем, к примеру, растение, посаженное в почву. Мы хотим, чтобы оно выросло сильным, здоровым, красивым. Но сами за него мы вырасти не способны, а только можем создать для этого определенные условия – поливать, рыхлить, подкармливать. Законы развития, заложенные Богом в мире, действуют и в формировании личности человека. Поэтому основой деятельности воскресной школы является благодатная помощь церковных таинств – исповеди, причастия, а затем уже осуществление учебного процесса, в содержание которого входит изучение Закона Божия, истории России, родного края, церковно–славянского языка, обучение церковному пению, паломнические поездки по святым местам, крестные ходы, дела милосердия и православные праздники.
– На недавнем выпускном вечере, который имел широкий резонанс, десяти воспитанницам вручили свидетельства об окончании воскресной школы. Как, по–вашему, плоды получились добрыми?
– Воскресную школу не нужно путать с монастырем. Наши воспитанницы – обыкновенные девушки из обычных семей, внешне они мало отличаются от своих сверстниц, только более воздержанны и скромны в поведении, в одежде. Нам трудно представить, что они могут грубить, сквернословить. Для многих наших выпускниц, по их словам, школа стала ориентиром – как жить, какой должна быть женщина, мать, жена. Все это уже заложено на уровне сознания, а поскольку переход с сознательного уровня в душевную сферу является таинственным, то окончательные плоды мы можем увидеть только через какое–то время.
– Сейчас в школе обучаются 70 человек. Нет ли желания расширить границы деятельности?
– Настоятель нашего храма отец Андрей всегда призывает нас стремиться к совершенству. Надеемся, что со временем в Арзамасе будет действовать духовно–просветительский центр, который объединит усилия всех желающих подвизаться на ниве духовного просвещения.
По материалам газеты "Арзамасские новости" - 2006 год