Прозвища Арзамаса
Несмотря на то, что интерес людей к собственным именам уходит корнями в глубь веков, наука ономастика, изучающая их, возникла совсем недавно. Ономастике посвящено большое количество серьёзных работ, однако исследование собственного имени ещё не окончено. Так, на данный момент мало изученными являются прозвища.
Прозвища занимают в иерархии онимов далеко не первое место. Однако это вовсе не умаляет их значимости. Антропонимы отражают быт, верования, художественное творчество народов, их менталитет в целом. Для прозвищ же, не регламентируемых официальными документами, сказанное верно вдвойне.
С тем, что прозвища не входят в официальную антропонимическую формулу, связана такая их отличительная особенность, как существование в узком коллективе, что, несомненно, делает этот вид онимов более сложным для изучения. Возможно, поэтому они являются не достаточно изученным видом онимов. Если же этот класс и исследовался, то только в диалектной сфере. Работы о прозвищах в городской среде почти не создавались. Границы этого вида антропонимов весьма расплывчаты, и в некоторых случаях невозможно определить, является данная единица прозвищем или нет.
Анализ фактического языкового материала – 255 прозвищ города Арзамаса – позволяет сделать некоторые выводы. Прозвища разнообразны с точки зрения принципов номинации, способов словообразования, причин возникновения, коннотации и функционирования в социальных и возрастных группах.
Прозвища, возникшие в разных социальных и возрастных группах, отличаются друг от друга причиной возникновения: в коллективах, членам которых не более 18 лет (школьный класс, отряд в лагере), прозвища возникают из-за стремления подшутить над кем-либо; в коллективах, где возраст носителей превышает 18 лет, – из-за стремления к оригинальности.
Все прозвища являются стилистически маркированными, так как в их лексическом значении содержатся коннотативные семы фамильярности. В наличии/отсутствии у прозвищ какой-либо эмоциональной или оценочной окраски наиболее ярко проявляется такая черта прозвищ как социальность – зависимость от жизни общества (чаще всего, небольшого коллектива), общественной ситуации. Часто оценочная коннотация определяется только отношением к нему носителя и не зависит от лексического значения того слова, от которого оно было образовано. Прозвища отражают атмосферу в коллективе, взаимоотношения между его членами. Единицы, содержащие положительную коннотативную оценку, встречаются реже других, что характеризует отношения, сложившиеся в исследуемых нами группах лиц, не с лучшей стороны.
Прозвища могут быть мотивированными и немотивированными. Мотивированные прозвища указывают на одно или несколько отличительных свойств носителя – особенности лица, роста, телосложения, походки, речи, отражают сходство с кем-либо, наличие болезни, деятельность, привычки, образ жизни, черты характера.
Наиболее активные способы образования прозвищ это 1) лексико-семантический, переход нарицательных имён существительных в собственные без каких-либо изменений (онимизация), и 2) морфологический способ, усечение основы, или апокопа, часто действует в совокупности с ассоциативным способом (исходным словом могут служить какой-либо компонент официальной антропонимической формулы носителя).
Между прозвищами городов Арзамаса и Сергача много общего. Большинство их образовано либо от фамилий носителей, либо на основе внешности или черт характера. Образуются прозвища чаще всего либо морфологическим способом, усечением основы, или апокопой, часто в совокупности с ассоциативным способом (отфамильные прозвища), либо лексико-семантическим, переходом нарицательных имён существительных в собственные без каких-либо изменений (онимизацией).
Изучение прозвищ в школе поможет педагогу лучше понять отношения, сложившиеся в школьном коллективе, выявить то, что при обычной беседе останется «за гранью». С помощью беседы о внутренней форме прозвища, его коннотативном аспекте учитель вполне способен повлиять на отношения, сложившиеся в классе.
Несмотря на то, что данный вид онимов, отражая историю, менталитет, психологию народа, помогает получить какую-либо информацию об обществе, где оно функционирует, нельзя забывать, что прозвища чаще всего отражают ту черту человека, которая кажется носителю негативной, и его употребление способно сильно оскорбить и обидеть. Педагог должен быть очень тактичным и, говоря со школьниками о данном виде антропонимов, не критиковать его наличие вообще, а лишь пытаться заставить учащихся задуматься о чувствах, которые вызывает у носителя данное ему обидное прозвище.