Революции в образовании неуместны
– Какие события вы считаете знаковыми в 70–летней истории института?
– Их много: 1944 год, когда исход Великой Отечественной войны не был еще решен, а в учительском институте создается отделение русского языка и литературы; 1952 год – из учительского институт реорганизуется в педагогический; далее – создание факультетов биолого–химического и начального образования. Значимые периоды связаны с именами ректоров Е. Воробьева, при котором закладывалась научная и материальная база, и Г. Борисова – при нем вуз стабильно развивался; тяжелые 90–е, когда началась ломка и, можно сказать, катастрофа российской государственности, а пединститут все равно выстоял.
– А последние пять лет как можно охарактеризовать?
– Как период развития – творческого и интеллектуального. 5 лет назад открыли исторический факультет, 4 года – психолого–педагогический, 3 – английское отделение на филфаке и тогда же – локальную сеть систем информационных технологий, электронную библиотеку с возможностью выхода в библиотечные системы ведущих вузов страны.
Нельзя не упомянуть и о развитии духовных, интеллектуальных связей. В первую очередь наше тесное сотрудничество с Союзом писателей России, которое вылилось в проведение ряда конференций на духовно–нрав-ственные темы, а все вместе дало новый импульс духовному росту наших студентов – с православной составляющей. Еще одно достижение: в последние годы увеличили государственный прием поступающих – около 500 первокурсников на очное и 350 – на заочное отделения. Если при этом учесть количество сверхконтрольных студентов, то в скором времени выпуск может перевалить за тысячный рубеж. А это уже мощный интеллектуальный потенциал, в первую очередь – для села.
– Вам не обидно, когда выпускники не идут работать в школу?
– Отнюдь. Возьмите рядового милиционера, но с педагогической подготовкой – ведь это совсем другой специалист, знающий психологию, основы педагогики. Недавно мы подписали договор о сотрудничестве с Нижегородской академией МВД, чтобы студенты могли в одном вузе получить два высших образования. Так вот, по словам работников правоохранительных органов, юрист, имеющий базовую педагогическую подготовку, – более грамотный и коммуникабельный. По сути, нашими выпускниками мы укрепляем культурную сферу города и области и, наверное, не так уж важно, в какой отрасли они будут трудиться.
– Сейчас требования к учителю изменились?
– Есть основы, которые не меняются, – это высокий уровень подготовки по специальности. А вот методика определенные изменения все же претерпела, потому что приходится учитывать специфику современного общества и детей.
– Чем можно объяснить известность пединститута во многих регионах страны?
– Мы проводим большое количество научно–практических конференций российского масштаба, в среднем десять в год. На них съезжаются интересные, талантливые и значимые в научном мире люди. Через них информация об институте поступает во многие вузы страны. Далее, наша активная издательская деятельность. В последние годы стараемся никому не отказывать в посещении научных форумов, география командировок наших специалистов – вся Россия: Пятигорск, Сибирь, Санкт–Петербург, Москва. И, наконец, научные статьи преподавателей печатаются во многих центральных газетах и журналах – отсюда широкая известность вуза за пределами Арзамаса.
– Какому факультету симпатизируете?
– Я симпатизирую студентам и преподавателям – труженикам, целеустремленным, а они есть на каждом факультете.
– Введение специализации «Основы православной культуры» – дань моде или потребность времени?
– Без сомнения – последнее. Сейчас в обществе происходит естественный поворот к национальным истокам. После гибели СССР и идеологии коммунизма стало ясно, что российская государственность даже в советскую эпоху держалась на православии, и данная специализация – это возвращение к тем основам, которые еще могут спасти Россию. Ведь без их знания невозможно понять ни русской культуры, ни русской истории. Задача предмета – объясняя азы, как бы подвести человека к храму, но перешагнуть его порог – личное дело каждого. В итоге человек, поняв глубинные основы православной веры, воцерковится либо просто станет уважительно относиться к тому, что происходит в церкви.
– В свой первый приезд в Арзамас владыка Георгий поставил на перспективу открытие в пединституте теологического факультета. В этом направлении ведутся какие–то наработки?
– Сразу хочу внести ясность – теологический (богословский) факультет готовит специалистов в основном для светских учреждений, а не для церкви, и поступить на него смогут и юноши, и девушки. Мы активно изучаем опыт московских вузов, Курского и Нижегородского педагогических государственных университетов, в которых уже есть наработки в этой области. Нижегородский епископат обещает поддержать кадрами. Сейчас мы пытаемся оформить соответствующую документацию. И хотя этот процесс очень медленный, думаю, рано или поздно он даст свои добрые плоды.
– С каким настроением смотрите в будущее?
– Мне бы хотелось быть оптимистом, но обстановка в государстве настраивает на пессимистический лад. Дело в том, что сейчас предпринимаются попытки революционных преобразований в сфере высшего образования. В планах правительства на ближайшие два года ввести новый принцип финансирования области. Если перевести на конкретику, то из 600 вузов страны около 100 останутся на государственном обеспечении, остальные будут брошены в автономное плавание со всеми вытекающими отсюда последствиями. Забота государства о таких автономиях сведется к надзору и контролю, а о материальном обеспечении они должны будут позаботиться сами. В более выгодном положении останутся педагогические вузы, но и в них прием студентов, по–видимому, сильно сократится, поскольку правительство считает, что реальная потребность в учителях в стране гораздо ниже.
– Какая же судьба у арзамасского педагогического?
– Мы удержимся на плаву, потому что обеспечиваем учителями в первую очередь сельскую местность – пока живет село, будет жить и институт. Но... если учесть, что жизнь российской деревни начинает стремительно угасать, когда–нибудь это вольно или невольно отразится на судьбе нашего вуза.
– И все же у вас праздник – большой, хороший юбилей, что пожелаете в этот день коллективу?
– Уже многие годы на каждом выпускном вечере я обращаюсь к студентам со словами: «Я желаю всем счастья, но имейте в виду, что счастлив тот, у кого за Родину бьется сердце».
В ноябре в пединституте должен состояться историко–краеведческий семинар, посвященный памяти русского писателя В. Пикуля и историческому роману – в прошлом, настоящем и будущем. Ожидается приезд членов Союза писателей России из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов.
Издание «Лаврентьевской летописи» с полным переводом на современный русский язык впервые в России осуществил в 1993 году арзамасский пединститут. Тираж 15 тысяч экземпляров обеспечил школы не только Нижегородской области, но и разошелся по библиотекам страны.
По материалам газеты "Арзамасские новости" - 2006 год