Арзамасский район
Арзамасский районАрхив новостейКартаГалерея

Родной квасной патриотизм

Прилавки магазинов ломятся от бутылок, банок и прочей тары, содержащей жидкость самого различного вкуса, цвета и запаха. Противоречия между названиями напитков и их составом, указанным, как правило, на оборотной стороне мелким–мелким шрифтом, часто сбивают с толку. Это касается и очень востребованного в жаркую погоду кваса.

Алкоголь продается под сотнями различных наименований, от патриотических, вроде «Коктейль Молотова», до безликого – «Полторашка». Среди них выделяются ориентированные на национально–самобытный дух русского человека «Збитень» и «Мед» торговой марки «Першин». Известный и популярный в старину горячий напиток из меда с пряностями правильнее было бы называть сбитень, хотя в некоторых словарях допускается и вариант с начальной «з».

– Сбитень и медовуха – это конкретные напитки со своей определенной рецептурой и технологией приготовления. А «Збитень» и «Мед» – лишь названия ароматизированного пива, – говорит заведующая производственной лабораторией ООО «Престиж» (пивзавод) С. Калюжная.

Производители часто идут на различные ухищрения, чтобы завлечь покупателя.

Существует законодательство, которое обязывает отражать на этикетке содержимое всех продуктов питания, в том числе и напитков. На бутылке должна иметься полная информация о составе, противопоказаниях, пищевой ценности производителя и описание напитка. Но нанесена она может быть на любую часть этикетки. Лицевая сторона используется, как правило, в декоративных целях, где указываются брэнд, название, а может быть, даже только одна картинка. Состав обычно пишется на обороте или снизу мелким шрифтом, при этом ингредиенты указываются в порядке убывания их доли. Однако не все следуют этому правилу.

– Почему тогда напитки «Джин с тоником» или «Бренди и яблоко» не называются «Спирт этиловый с ароматизаторами»?

– Дело в том, что если в них есть хоть ничтожная капля джина, бренди, а также тоника, яблочного сока, то эти названия допустимы. Но нередки нарушения даже при таких условных ограничениях.

Есть положение, что на этикетке не должна содержаться информация, вводящая покупателя в заблуждение. За этим следят органы стандартизации. Однако это положение некоторые обходят довольно грубо. Например, есть квасной напиток под названием «КВАСок». Фактически все нормы здесь соблюдены (положение о том, что название должно наноситься одним шрифтом, было отменено), однако не всякий покупатель может заметить маленькие «ок».

– Как же определить, натуральный квас или нет?

– Квасом может называться только напиток, получаемый в результате брожения. Прочие, независимо от того, из какого сырья они приготовлены, – это квасные напитки. Чтобы как–то выделить то, что «Старица» приготовлена на натуральном сусле, мы назвали эту серию «Русский квас» для привлечения покупателя. Хотя подобное могут написать на этикетке и производители ароматизированного напитка.

Квас хранится двое суток, поэтому продавать его запечатанным в бутылки сложно. Однако, например, «Очаково» производит пастеризованный и фильтрованный квас, увеличивая с помощью этих процедур, убивающих микроорганизмы, срок годности.

Практически все квасные напитки содержат подсластители. Делается это для снижения себестоимости продукта. Производители используют массу различных подсластителей, которые имеют различные названия: аспартам, «Сладин», «Мармикс», «Свитлэнд» и т.д. В подавляющем большинстве случаев сахар заменяется полностью. Указывать это в характеристике совсем не обязательно.

– Получается, что можно расфасовать соль в пачки с надписью «Сахар» в кавычках, мелко подписав в уголке, что он совсем не сладкий, и выставить на прилавок?

– Конечно, это очень грубый пример. Но, в принципе, возможно и такое. Совет только один – подробно изучать всю информацию на упаковке или бутылке.

По материалам газеты "Арзамасские новости" - 2006 год



Арзамас, карта сайта
Cайт Арзамаса, Арзамасского района