Сенсационная находка
Автор картины – наш земляк, фотограф–художник, живший в конце XIX – начале XX века, В. Крылов. А нашел уникальное произведение, возродил и продлил его жизнь известный в городе собиратель старины, художник, владелец частного музея и реставрационных мастерских, член Союза художников России М. Баландин.
История экспоната
– По всей видимости, это пока единственное цветное изображение панорамы города начала XX столетия, дожившее и сохранившееся до наших дней, – рассказывает он. – В историческом музее представлена черно–белая литография Арзамаса второй половины XIX века, а также фотографии и рисунки фрагментов архитектурных памятников той поры.
Послание потомкам
Сравнивая дату создания произведения и послереволюционные события, которые происходили в нашей стране, М. Баландин сделал вывод о том, что В. Крылов взялся за написание картины как раз накануне зловещих по своей сути деяний по разрушению церквей. В нашем городе разграбление и уничтожение храмов началось в 1930 году. А по стране эта волна прокатилась значительно раньше, и об этом наверняка знал художник. В то время создание такого полотна, которое опровергало идеи революции, было настоящим подвигом. Работая над ним, автор явно рисковал своей жизнью, так как тогда жестоко наказывалось любое инакомыслие, преследовались верующие люди, потомки знатных фамилий. Как бы наперекор надвигающимся страшным событиям художник изобразил панораму города во всей величественной красе, которую создавали прекрасные по архитектуре храмы.
Конечно, картина в смутное время, когда жив был ее автор, хранилась в величайшей тайне, поэтому на протяжении многих десятилетий о ней ничего не было известно. Сейчас эту старинную работу можно рассматривать как послание В. Крылова потомкам о том, насколько красив был тихий провинциальный городок в начале XX столетия. А по количеству и красоте архитектурных памятников он не уступал столице и великому Суздалю. Это наша история, наши корни, о которых нельзя забывать.
Художник сумел найти такую точку, с которой Арзамас виден как на ладони, просматривается четкая линия расположения улиц и его архитектурный ансамбль высочайшего уровня исполнения. При помощи кисти и красок автор показал, какие люди жили в прошлом веке, во что они были одеты, чистую провинциальную культуру и колорит того времени, размеренный ритм жизни. В картине объединены разные сословия горожан, отдыхающих на лугах. Здесь есть купцы и адвокаты, рабочие и дети, и даже пионеры с красными галстуками.
– Возможно, – отметил М. Баландин, – что при создании панорамы мастер применил проекционную методику, которая позволяет добиваться особой геометрической точности расположения предметов. Не исключено, что он, являясь мастером фотографии, сначала отснял все храмы, а потом их изображение перенес на холст, а чтобы показать арзамасцев, использовал их семейные фотографии. Человек, влюбленный в свой город, глубоко переживавший за его дальнейшую судьбу, сумел в своем произведении остановить мгновения истории, чтобы донести их до грядущих поколений.
Находка является знаковым событием для культурной жизни и истории города, так как сейчас активно возрождаются из руин святыни, через десятилетия вновь обретают свое былое величие храмы, а в панораму города органично вписываются их золоченые купола, так, как это было на заре прошлого века.
По материалам газеты "Арзамасские новости" - 2006 год