Сплав мастерства и талантов
Вехи истории
Артисты и музыканты считают началом рождения оперного коллектива сороковые годы прошлого столетия, когда талантливый педагог, преподаватель музыкальной школы по классу вокала М. Бутакова вместе с учениками подготовила концертное исполнение оперы П. Чайковского «Евгений Онегин» без массовых сцен, а в 1963 году ее воспитанниками, а также участниками городской художественной самодеятельности, преподавателями и студентами Арзамасского музыкального училища была осуществлена его полная сценическая постановка.
В 1965 году силами музучилища была поставлена опера С. Рахманинова «Алеко», которая с большим успехом шла на сцене городского дома культуры. Затем после многолетнего перерыва творческая деятельность коллектива возобновилась и пополнилась новыми исполнителями – преподавателями музыкальной школы, музучилища – Л. Холод, Л. Бариновой, Ю. Фроловым, Д. Кругловой, В. Сидоровым, а также преподавателями педагогического института Э. Сидоровой, Ю. Жуковой, Н. Пименовой и рабочими, и инженерами предприятий – Е. Вавакиным, В. Власовым, Л. Маякиной, Н. Рюминой, Л. Водовозовой.
В 1980 году любительскому коллективу было присвоено звание народного. За этот период поставлено семь опер и четыре оперетты. В его составе наряду с самодеятельными артистами выступали талантливые профессионалы Л. Гладкова и Е. Гребенкин. Ежегодно театр радовал зрителей новыми спектаклями. Одним из первых режиссеров любительского народного театра был заслуженный артист России И. Беринов, 17 лет бессменно главным режиссером театра является В. Агабабов.
Большая заслуга в создании в 1994 году профессионального театра принадлежала музыкальному руководителю, главному режиссеру, заслуженному работнику культуры России И. Симонову и бывшему директору музыкального училища В. Сидорову. Их инициатива была поддержана директором департамента культуры и искусства А. Родиной и администрацией города. Свой первый театральный сезон театр открыл премьерой оперы Д. Верди «Риголетто», ее постановка оставила яркий след. Это было время его становления, когда формировался творческий актерский состав. К каждому артисту предъявлялись высокие профессиональные требования. Тогда в коллектив влились новые молодые артисты Т. Хлопкова, А. Дмитриев, Н. Федорова. Первым директором муниципального театра была Т. Дмитриева, а затем в течение восьми лет его возглавлял народный артист Узбекистана В. Бабаков, проявивший себя как талантливый режиссер–постановщик, поставивший самый кассовый спектакль – оперетту И. Кальмана «Королева Чардаша», а затем музыкальную комедию Е. Птичкина «Бабий бунт».
За большой вклад в развитие культуры в нашем городе, за талант, помноженный на огромный труд, указом президента РФ ведущим солистам театра Л. Гладковой и Е. Гребенкину присвоены звания заслуженных артистов России.
Ведущими солистами театра являются Т. Хлопкова, С. Сутыгина, В. Карташов, Л. Чернобривец, А. Лямин, Е. Миронычева, С. Коблов.
Для детей и взрослых
Каждый театральный сезон насыщен премьерами, новыми постановками, концертными программами, музыкальными сказками для детей. За десятилетие репертуар пополнился постановками преимущественно классических опер и оперетт всемирно известных композиторов Д. Верди, П. Чайковского, Д. Россини, Д. Пуччини, Р. Леонковалло, В. Моцарта, И. Штрауса, И. Кальмана. Всего за это время поставлено 25 спектаклей.
Ежегодно театр выпускает по два музыкальных спектакля для детей и организует праздничные представления. Ведущий–сказочник оперного театра В. Усманов (с этого года он является его директором) – автор оригинальной музыки ко многим детским спектаклям и новогодним представлениям. Нередко он сам пишет тексты для песен героев мюзиклов, сценарии театрализованных вечеров.
Творческий союз
В театре работают талантливые, разносторонние, одаренные люди. Оперный певец должен не только виртуозно владеть голосом, но и быть блестящим драматическим актером, а в оперетте еще и владеть искусством хореографии. Созданная 10 лет назад балетная студия под руководством балетмейстера–постановщика Г. Удот стала неотъемлемой частью программ и постановок театра. Великолепно поставленные и исполненные танцевальные номера, а также хоровое и музыкальное исполнение связывают концертную программу в единое целое и помогают донести до зрителя глубину психологических переживаний и сущность изображаемых событий. Немалая заслуга в этом также мастериц из костюмерного цеха И. Гришиной, С. Кочкурувой, Н. Кощеевой, художника–сценографа В. Дубровского (за всю историю театра было создано свыше тысячи костюмов). Они умело воплощают в одежде актеров огромный мир образов – трагических, сатирических, остро социальных.
По сложившейся традиции коллектив театра активно участвует в проведении городских театрализованных праздников, концертов в трудовых коллективах, учебных заведениях, сельских домах культуры. Артисты гастролируют по городам Нижегородской области, а также населенным пунктам Арзамасского и соседних районов. Везде наша опера тепло встречается зрителями. Спектакли проходят в переполненных залах, при полном аншлаге. Выездные спектакли и встречи с разнообразной публикой служат для коллектива ценным творческим и эмоциональным стимулом, проверкой художественного уровня.
– Наш оперный – явление редкое. Единственный в России театр в таких городах, как Арзамас. Сначала самодеятельная студия любителей оперного искусства, потом народный, а с 1994 года – муниципальный оперный, которым мы по праву гордимся.
А. Родина, заслуженный работник культуры.
– Я еще такого не припомню, чтобы провинциальный, самодеятельный театр оперы стал профессиональным. Поэтому открытие в Арзамасе такого театра сам по себе факт просто уникальный. Для этого был необходим прежде всего профессионализм артистов. В своем творчестве они смогли достичь той планки, которая и дала право претендовать на звание профессионального.
В. Агабабов, главный режиссер театра.
– Арзамасская опера всегда радует и восхищает профессионализмом исполнения, блестящей игрой актеров, оригинальностью декораций и костюмов, пластичностью и красотой танцев. Удивительно прекрасные вечера с великолепной музыкой и пением всегда создают положительную ауру в зале, доброжелательный и чуткий настрой у зрителей.
Из книги отзывов.
По материалам газеты "Арзамасские новости" - 2006 год