Учиться, и еще раз...
– Впечатления от посещения Ломовской, Никольской, Красносельской, Чернухинской, Новоселковской школ у директоров районных департаментов образования, руководителей департамента образования области, ректоров нижегородских вузов и всех, кто принимал участие в коллегии, остались самые хорошие. Было отмечено, что в области образования мы идем впереди других районов. На совещании активно обсуждалась программа в поддержку сельских школ, в разработке которой район принимает непосредственное участие.
– В стране наблюдается тенденция расформирования малокомплектных школ...
– В селах сейчас много классов, в которых менее четырнадцати учеников. За последний год мы закрыли Костылихинскую, Котихинскую и Волчихинскую школы. Детей в них оставалось 11–12 человек. И причины были не столь экономические, сколько педагогические и психологические, касающиеся гармоничного развития личности. Ребенок чувствует себя комфортно, когда в классе не менее двенадцати человек. Он должен общаться, играть со сверстниками. Мы приобрели по областной программе совместного финансирования автобусы, и дети из Котихи и Костылихи ездят в Никольскую школу, а из Волчихи, по желанию родителей, – в Чернухинскую или Мотовиловскую. Сначала ребятам было трудно в новых больших коллективах, но теперь они адаптировались, а уровень их знаний будет, несомненно, выше. Расформировывать другие малокомплектные школы пока не планируем.
Существуют проблемы и с небольшой наполняемостью садиков. Но не везде: рождаемость в Бебяеве, Березовке, Выездном поднимается. Вероятно, это связано с присутствием на их территории крупных развивающихся предприятий, где есть хорошо оплачиваемая работа. Но, к сожалению, таких примеров очень мало.
– Решила ли областная программа поддержки молодых сельских учителей проблему нехватки кадров?
– Не хватает в основном преподавателей иностранных языков. Биологи, математики, литераторы стоят на работу в очередь. В названной программе участвует два человека: будущие социальный педагог Бебяевской и учитель английского языка Выездновской школ. Других заявлений пока не поступало. Мы стараемся готовить кадры заранее – на третьем, четвертом курсах педагогического института сейчас учатся наши целевики, которые скоро вернутся в сельские школы молодыми специалистами.
– Есть в районе претенденты на получение государственных грантов?
– Никольская, Ломовская школы участвуют в конкурсе среди сельских общеобразовательных учреждений. Сложнее придется Выездновской, которая будет оцениваться на уровне городских. Также пять преподавателей были выдвинуты в качестве претендентов на получение премии как лучшие учителя.
– В этом году школьники района будут сдавать единый госэкзамен, как вы относитесь к этому нововведению?
– В эксперименте с ЕГЭ Нижегородская область до этого не участвовала. Выпускники восьми районов, в число которых входит и Арзамасский, будут впервые сдавать алгебру второго июня по этой системе. Решено, что в 2008 году школьники всей страны будут проходить централизованное тестирование вместо традиционных экзаменов. Но мое отношение к нему неоднозначное. Ученик не может полностью раскрыться в тестах. К тому же это приведет к бессмысленному заучиванию каких–то цифр, фактов, без понимания сути предмета. А между тем, главное – научить человека логически, грамотно мыслить, а справочную информацию можно при желании в любой момент почерпнуть в соответствующей литературе и даже интернете. К тому же ЕГЭ противоречит самой цели, ради которой он создавался, – предоставление единых условий для поступления в вузы. Взять для примера лицей № 40 Нижнего Новгорода, где математикой и физикой старшеклассники занимаются 16 часов в неделю, и Красносельскую школу, где по программе на эти предметы отводится 5 часов. О каких равных возможностях здесь можно говорить?
– Есть ли положительные подвижки в развитии системы образования в районе?
– За последние два года значительно улучшилась материальная база школ. Мы приобрели семь автобусов, новые комплекты спортинвентаря. Продолжается компьютеризация. На сегодня в районе количество персональных ЭВМ в соотношении с числом учеников больше, чем в городе. Залог успеха образования в поддержке и сотрудничестве, взаимодействии всех департаментов и отделов администрации района.
По материалам газеты "Арзамасские новости" - 2006 год