Влюбленный в море
В книге рождений и крещений армянской церкви в Феодосии будущий живописец был записан, как «Ованес, сын Георга Айвазяна». Привычной для нас русифицированной фамилией он стал подписывать свои работы в 1840 году. Рисованием мальчик увлекался с ранних лет. Его жизнь изменилась, когда рисунки увидел феодосийский градоначальник А. Казначеев – хороший знакомый Пушкина времен южной ссылки. Именно благодаря его стараниям юноша сначала оказался в симферопольской гимназии, а потом и в петербургской Академии художеств. В 1834 году там была выставлена картина К. Брюллова «Последний день Помпеи», которая произвела на Айвазовского огромное впечатление. Как отмечают критики, именно здесь нужно искать истоки его романтических произведений, связанных в основном с морской тематикой. Первое признание его работы получили в середине XIX века, когда Иван Константинович находился в командировке «для дальнейшего усовершенствования в художестве» в Италии. Знаменитый А. Иванов тогда отозвался о нем: «Воду никто так хорошо здесь не пишет». В 1843 году после награждения Айвазовского золотой медалью французской Академии О. Верне сказал: «Ваш талант прославит ваше Отечество».
Айвазовского тянуло на Родину, но не в Петербург, а в родную Феодосию, которую он много раз запечатлевал в своих полотнах и в которой прошли лучшие его плодотворные годы. Шедевры рождались один за другим – «Радуга», «Черное море», «Среди волн» и, конечно, «Девятый вал» – одно из любимейших произведений отечественной живописи, растиражированное в миллионах экземплярах репродукций. Огромная популярность пришла к нему сразу после первого показа широкой публике, состоявшегося осенью 1850 года в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Поток людей, желавших тогда взглянуть на «Девятый вал», не иссякал, многие ходили смотреть его по нескольку раз, и это чем–то напоминало случившееся шестнадцатью годами раньше паломничество к «Последнему дню Помпеи».
В Феодосии художника чтили как «отца города». Он настоял на строительстве порта и проведении железной дороги, возвел здание историко–археологического музея, основал картинную галерею, решил проблему снабжения города питьевой водой. Художник очень много путешествовал по свету, но всякий раз возвращался в родную Феодосию. Персональные выставки, приносившие Айвазовскому немалый доход, следовали одна за другой: по их общему числу (более 120), он – абсолютный рекордсмен не только в отечественной, но и мировой живописи. Закат его был светел. «Счастье улыбнулось мне», – как–то заметил он о своей жизни, исполненной трудов и успехов.
Рассказать о жизни художника может любой, но проникнуться его творчеством, не видя картин, нельзя. Их действительно нужно увидеть – не в учебниках или журналах – а воочию, только тогда можно представить в полной мере гений Айвазовского, очарованного морской стихией и пронесшего эту любовь через всю свою жизнь. Два года назад в Русском музее в Санкт–Петербурге в одном зале находились сразу две работы художника «Волна» и «Девятый вал», а напротив – «Последний день Помпеи» (по какому–то мистическому совпадению – исток и продолжение романтизма). Взглянуть и уйти от них было просто невозможно. Казалось, что громада воды, обрушившейся на корабли в обеих картинах, сейчас перельется через край полотна и зальет окружающее пространство, зеленые брызги волн в свете редких лучей выписаны так, что просто ощущаешь их соленую влажность. Но главная особенность этих и всех картин Айвазовского – непременное присутствие луча света, пробивающегося сквозь разрывы туч. Именно в нем, этом свете, и заключен, по свидетельству М. Сарьяна, смысл всех изображенных Айвазовским бурь. Ведь свет – это надежда, это вера, это уже бессмертие... как и работы самого художника.
По материалам газеты "Арзамасские новости" - 2006 год