Взмах нейлонового крыла
Люди и крылья
В нашем городе существует клуб парапланеристов «Мираж». Его основатель – С. Рюмин. За десять лет через эту школу прошли более сотни курсантов, но только девять из них стали профессионалами и получили соответствующие удостоверения.
Параплан – это матерчатое крыло, похожее на большой продолговатый парашют, который парит в небе, улавливая течение ветра. Это самый тихоходный из летательных аппаратов, максимальная его скорость – 50 км/час. Скорость снижения – 1,5–2 м/с (для сравнения – у круглого парашюта – 5 м/с), то есть посадка довольно мягкая. Однако если ветер не стабильный, то можно и травму получить. В целом это дело довольно опасное.
Научиться управлять куполом, по словам С. Рюмина, можно за пять занятий. Только потом можно переходить к полетам, которых необходимо сделать не менее 20, чтобы называться пилотом. При хороших погодных условиях получить такую квалификацию можно за месяц, а при наличии свободного времени и твердого желания – и того быстрее. Главное разочарование наступает тогда, когда курсанты видят, что их наставник парит всего 15–20 секунд.
Максимум Сергей провисел над Ивановскими буграми минуту. Просто в Арзамасе нет подходящих склонов. Другое дело – Нижний Новгород (Окский и Волжский откосы), где можно летать часами, или знаменитые Крымские горы под Коктебелем, где проходят всемирные соревнования парапланеристов. Там Рюмин как–то парил три часа, при этом набрал 400 метров высоты (с 200–метровой горы) и только на снижение у него ушло около 6 минут.
Рывок, еще рывок
Вдохновленный такими рассказами и фильмами о парапланеризме, я решил на своем опыте испытать, каково это. Сергей сразу предупредил, что с первого раза взлететь не удастся, но втайне я надеялся, что хоть на несколько секунд поднимусь над землей.
Для полноты ощущений до места старта – поля неподалеку от центральной городской больницы – снаряжение нес на себе. (Отечественный болоньевый «Фрегат» 1996 года выпуска весит 8 килограммов, а вместе с подвеской – все 12, современные нейлоновые парапланы иностранного производства – намного легче). Это еще одно преимущество такого летательного аппарата. Пилот может самостоятельно, без особых проблем и чьей–то помощи добраться до стартовой площадки, где бы она ни находилась.
Мы выбрали место для тренировок и стали разворачивать крыло. Его площадь 26 квадратных метров. К куполу крепится множество тонких веревок (около 110 точек подвески), внизу они соединяются в четыре лямки. Я нацепил специальную амуницию, так называемую подвеску, и встал лицом к ветру.
Существуют два вида старта: прямой и обратный, то есть спиной к параплану или лицом к нему. При сильном ветре лучше обратный – видно, как поднимается крыло. Но и в том и в другом случае для того, чтобы поднять его в воздух, необходимо с определенной силой очень энергично потянуть. Как выяснилось, правильно рассчитать рывок довольно сложно. Грузоподъемность «Фрегата» по паспорту около 80 килограммов, но при этом у него восьмикратный запас прочности, то есть при необходимости он выдержит почти тонну. И сопротивляемость ветру у этой махины соответствующая. Временами получалось, что я бежал на месте, не в силах ее сдвинуть. Методом проб и ошибок постепенно выработался рывок определенной силы. Но тут возникла другая проблема – купол стал заваливаться на бок.
Принцип управления парапланом, кстати, довольно прост. Пилот рулит с помощью двух специальных строп – клевант. А если уметь, то летать можно и вовсе без рук, поворачивая наклоном тела. Человек полностью сливается с аппаратом и свободно парит над землей.
Скажу прямо, мне такого единения с парапланом на первом занятии достичь не удалось. Но пару раз я все–таки держал его над собой. И, если честно, одно ощущение, что ты, хоть и на земле, управляешь этим потрясающим летательным аппаратом, многого стоит.
Как привидение с мотором
Проблема с холмами, необходимыми для старта, существует не только у нас в городе. Поэтому пилоты придумали массу различных способов, чтобы взлетать с ровной поверхности. Самый известный – полет на буксире. Параплан тросом прикрепляется к машине, которая едет с рассчитанной по погоде скоростью. Но этот способ одновременно и самый опасный. Чуть быстрее или слишком медленно, или купол пойдет в сторону – случится локаут, неуправляемое пикирование с понятным исходом.
Другой способ – разгон лебедкой. Практически безопасный, если вовремя отцепиться, но полет с ним не такой продолжительный, как с мотором. Да, как ни удивительно, но возможно и такое. На параплан подвешивается мотор с пропеллером, и тогда летать можно хоть в полный штиль. Умельцы собирают их из мотоциклетных двигателей, но можно приобрести и фирменный. Правда, стоит такой около четырех тысяч евро. Если учесть, что сам параплан обойдется от полутора тысяч и выше, – сумма получается круглая.
С верхних этажей
С. Рюмин с детства мечтал о полетах. Из–за плохого зрения в летную школу его не взяли. Но он не перестал думать о небе. В 20 лет впервые прыгнул с парашютом. Ощущения были потрясающими, но хотелось чего–то другого. Так получилось, что выбор свой остановил на параплане. За один сезон в Крыму выучился на пилота. Сейчас на его счету уже около 70 летных часов, 4 – с мотором. Случались и падения. Однажды на высоте 70 метров у него сложилось полкрыла. Пока пришел в себя и расправил его – потерял 15 метров. Не скрывает, что было очень страшно. Ведь в воздухе ты один, и никто не может тебе помочь. Но при этом езда на автомобиле, по статистике, куда опаснее параплана.
По материалам газеты "Арзамасские новости" - 2006 год