Без присмотра не останутся
– Что побудило власть взяться за эксперимент – нехватка мест в детских садах или желание создать альтернативу дошкольным учреждениям?
– Сегодня проблема недостатка мест в детсадах для Арзамаса не так остра, как в других городах, но она есть. Родителям приходится записываться в садик чуть ли не с момента рождения ребенка. Очень сложно устроиться в те детские учреждения, которые на слуху у мам и пап. Не менее тяжело перевести малыша из одного детского сада в другой. Спрос на услуги дошкольного учреждения у нас превышает предложение.
Можно было бы, конечно, открыть новые садики. Но давайте посмотрим, какие недостатки у этого подхода могут быть на практике. Во–первых, для того, чтобы открыть новый детский сад, нужно найти для него подходящее помещение в муниципальном фонде. Где его взять? Отобрать у другого муниципального учреждения? Построить? Провести ремонт и переоборудование неприспособленных площадей? В любом случае только на само открытие новых детсадов необходимы серьезные административные и финансовые затраты, а ведь потом их нужно будет еще и содержать. А что мы будем делать с этими вновь открытыми детсадами в будущем при изменении демографической ситуации и снижении спроса? Заново их закрывать?
Поэтому предполагаемые программой альтернативные поставщики услуг, если они появятся, будут не противовесом существующим детским садам, а дополнением. А неизбежная конкуренция пойдет только на пользу.
– Какая роль в программе отводится ваучеру?
– Ваучер – это своеобразный сертификат. Он вручается родителям ребенка и дает право на получение бесплатного пакета услуг. Вместе с ваучером выдается информация о поставщиках, готовых оказать эти услуги за стоимость денежного номинала ваучера с соблюдением установленных администрацией стандартов качества. Родитель сам решает, куда отдать ребенка и кому соответственно передать сертификат.
– Что будет представлять собой бюджетный пакет услуг и какой стандарт качества установила администрация?
– Программа, которая заработает уже в текущем году в соответствии с постановлением мэра, – это первый пробный шаг в реализации всего проекта. Она рассчитана на детей от 2 до 4 лет, родители которых имеют постоянную прописку в Арзамасе. В состав пакета услуг, оплачиваемых по этой программе из горбюджета, входят присмотр и уход за ребенком, прогулки, организация дневного сна, обучение поведению в быту, развитие речевых навыков, занятия физкультурой, знакомство с окружающим миром.
Требования же к качеству можно разделить на несколько групп. Во–первых, это характеристики помещения, где оказываются услуги. Например, площадь его должна быть не менее 6 квадратных метров на одного ребенка. Во–вторых, требования к персоналу – с детьми должны работать лица, имеющие соответствующее образование. В–третьих, должны выполняться определенные санитарно–гигиенические требования.
– Какова номинальная стоимость такого ваучера?
– 1200 рублей в месяц на одного ребенка. Сумма просчитана на основе бюджетных расходов на оказание таких услуг в наших муниципальных дет-садах в 2006 году без питания, коммунальных услуг, капитального ремонта. За питание родителям придется платить поставщику услуг по их взаимной договоренности. Кстати говоря, в практике муниципальных детсадов родительская плата идет именно на питание.
– Кто, на ваш взгляд, может быть поставщиком услуг?
– Это могут быть общественные некоммерческие организации, представители малого бизнеса. Если не будет новых игроков на этом рынке, то и смысла затевать проект с ваучерной моделью нет. В настоящее время уже есть интерес к программе со стороны потенциальных участников.
Чтобы получить право оказывать подобные услуги, любой желающий должен лишь сообщить в департамент образования города о своем желании продавать их за назначенную цену и подтвердить свою способность соответствовать установленным стандартам.
– А в случаях, если родители захотят дать ребенку какие–то навыки сверх того, что заложено в бюджетном пакете...
– Это зависит от поставщика. Предположим, в пакет входит услуга по развитию у ребенка речевых навыков, которую бесплатно должен предоставлять специалист с выс-шим или среднеспециальным педагогическим образованием с учетом того, что на одного такого специалиста количество детей не должно превышать четырех человек. Но если родитель захочет, чтобы эту услугу его ребенку оказывали индивидуально, то он договаривается с поставщиком о ее стоимости и оплачивает эти занятия дополнительно. Таким же образом можно договориться о раннем изучении иностранных языков или о чем–то еще.
– Данная программа уже где–то зарекомендовала себя?
– Да, она достаточно успешно работает в муниципальных образованиях Финляндии, Австралии, Великобритании и ряде других стран. В России подобного опыта именно в этой сфере пока нет, но ваучерная модель уже зарекомендовала себя положительно в других социальных проектах, например, та же самая федеральная программа родовых сертификатов, которая дала положительные результаты в том числе и в нашем городе.
– Первый этап рассчитан до декабря 2006 года. А что с ней будет дальше?
– Если программа будет успешно работать, будут предложения со стороны поставщиков и спрос со стороны родителей, то реализация данного проекта будет продолжена.
По материалам газеты "Арзамасские новости" - 2006 год