Купи – продай
Почти на каждом столбе можно увидеть объявления, предлагающие перспективную работу в преуспевающей фирме. Однако резонно возникает вопрос – почему должности с такими хорошими заработками буквально навязываются? Дело в том, что сетевой маркетинг, а речь идет именно о нем, построен таким образом, что работник сам вначале должен заплатить фирме за возможность трудиться, а все заработанные деньги, как правило, тратит на ее же продукцию – замкнутый круг.
Заплатите 10 долларов – и вы получите возможность покупать товар со скидкой, только нужен ли он вам? Задача работающих в системе сетевого маркетинга – доказать, что не только нужен, но просто необходим, а также навязчиво предложить сотрудничество с фирмой, то есть стать продавцом–разносчиком. При этом они открыто заявляют, что сетевой маркетинг – бизнес XXI века и скоро все только и будут делать, что им заниматься. Что же на самом деле он собой представляет, мы попытались узнать из первоисточника.
В первом приближении
Телефон преуспевающей компании, обещающей весьма приличный заработок и свободный график работы, нашел без особого труда. Приятный голос на другом конце телефонного провода сразу же пригласил на презентацию, хотя обычно при приеме на работу приглашают на собеседование. Презентация – это самореклама начинающей фирмы. Однако сетевики проводят их, по–видимому, по нескольку раз в месяц, что противоречит названию оного действа, но вполне соответствует целям, которые достигаются таким образом.
Проходила презентация в холодном зале одной из периферийных библиотек в обстановке весьма убогой. Сразу же возникли сомнения в успешности компании. Когда стали подходить ее сотрудники, сомнения только усилились. Новеньких, как назвали пришедших впервые, было всего несколько человек. Они выделялись растерянным и смущенным видом, в то время как сотрудники вовсю переговаривались, обсуждая какие–то заказы и цены. Наконец, собрались все представители (с опозданием в 20 минут!).
Громкие слова
Сначала все поздоровались и похлопали в ладоши – психологический ход, чтобы создать благоприятную атмосферу для восприятия информации. Потом рассказчик полчаса расхваливал некую компанию, очень богатую, с сетью офисов практически во всех странах мира. Хотя, надо признаться, ораторским искусством он не блистал, путался и противоречил сам себе в стремлении привести как можно больше фактов преуспевания фирмы.
На столике на всеобщее обозрение были выложены коробочки с «уникальной продукцией». О чудесных свойствах природных биологически активных добавок поведала следующая докладчица. По ее словам, стоит лишь последовательно в течение нескольких курсов использовать различные пилюли и капсулы и излечишься от всех болезней, даже неизлечимых. При этом приводились в качестве примеров красочные истории людей, но без указания имен.
Кто за кем?
Продолжил презентацию энергичный молодой человек, планирующий сделать в этой компании карьеру. Наглядно он попытался объяснить, от чего зависит профессиональный рост. Показать это с помощью горизонтального графика плохо получалось, и он для пущей понятности подрисовал рядом на доске хорошо известную пирамидальную конструкцию.
Вкратце суть работы в компании – привлекать новых сотрудников и продавать как можно больше товара. Количество завербованных людей и объемов продаж определяют ступени карьерного роста и проценты прибыли. Причем самым успешным, сумевшим подняться в бесконечной иерархической структуре, обещались прямо–таки золотые горы в долларовом эквиваленте (наверное, для солидности).
Шах и мат
Однако даже последний докладчик, находящийся на довольно высокой ступени такой пирамиды, не производил впечатления преуспевающего бизнесмена, как ни старался. Он подвел своеобразный итог, упорно внушая собравшимся, особенно новичкам, как хорошо работать в компании и питаться БАДами. А для этого надо лишь заплатить взнос в размере трехсот рублей, да прикупить чудо–лекарства, цена которых (как впоследствии удалось выяснить) от нескольких сотен до нескольких тысяч. Оказалось, кстати, что недавно были освоены новые линии производства моющих чудо–средств и чудо–приборов, также помогающих в исцелении. К этому времени (презентация длилась около полутора часов) накопилась усталость и противоречить уже ничему не хотелось. И тому, что все мы больные до мозга костей, и нет счастья в нашей жизни, а сплошные неудачи и безденежье, а спасение – только в чудо–препаратах и сотрудничестве с компанией.
Взгляд со стороны
Даже мне, знавшему, куда и зачем я пришел, на какой–то миг показалось, что все это правда. Но представив инвалида, отдающего половину своей скудной пенсии за обещание счастливого исцеления и коробочку с сомнительными пилюлями, кое–как отбился от настоятельных приглашений записаться в распространители чудо–лекарств и поторопился покинуть холодный зал.
По материалам газеты "Арзамасские новости" - 2006 год