Общественная жизнь Арзамаса в XVIII веке
В течение столетия значительно изменился облик города. Обогащение арзамасских купцов позволило им выстроить в последней четверти века 17 церковных зданий из кирпича. Большие средства были затрачены на украшение храмов, приобретение церковной утвари, на роспись стен, написание икон. Усиленное строительство вызвало к жизни такие ремесла, как резьба по дереву (иконостасная и домовая), надолго оставили память арзамасские позолотчики, мастера золотых и серебряных дел, медники, иконописцы, работы которых (имена их, к сожалению, забыты) вошли в историю народного искусства Нижегородского Поволжья.
11 июня 1767 г. Арзамас посетила императрица Екатерина II, совершавшая путешествие по Поволжью. На парадном обеде, где присутствовало дворянство, духовенство, богатейшие купцы города Цыбышев, Белянинов и Куракин преподнесли царице ценные подарки. Екатерина II поблагодарила за подношения, пожелала купцам и дальше успешно развивать промышленность, но сделала выговор за то, что они явились на обед без жен — она искусно играла роль поборницы женского равноправия.
Бурный рост экономического и социального развития России с начала XVIII в. требовал введения постоянной системы народного образования.
По указу Петра I в губернских и уездных городах открываются первые 50 народных училищ. Хотя в этом первом указе Арзамас пока не значился, но школа здесь все-таки появилась: богатый торговый человек Купчинов, лично известный царю, отправил своего 17-летнего сына Василия в Муромское училище, чтобы тот, возвратившись, мог обучать арзамасцев. Через несколько лет по именному указу Петра I от 3 июня 1719 г. в Арзамасе была открыта первая школа. К сожалению, неизвестно, сколько детей обучалось в ней и долго ли она существовала.
Появление другой школы связано с именем воеводы князя Дябринского, который в 1726 г. за свой счет открыл школу и в ней сам обучал юных арзамасцев. Школа закрылась в 1732 г. в связи с отъездом Дябринского из города.
В первой четверти XVIII в. при Спасском мужском монастыре была духовная школа, в которую принимались только дети духовного звания.
В 1787 г. было открыто первое малое народное училище, которое вследствие учебной реформы в 1804 г. было преобразовано в уездное, а в 1878 г. — в городское5. Народное училище, конечно, не могло охватить всех детей, желающих учиться. Вплоть до середины XIX в. обучением детей из купечества, мещан занимались и так называемые «мастерицы» из монахинь Николаевского и Алексеевского женских монастырей. При этом за усвоение, например, одной страницы «Часослова» они брали 1—3 копейки, что по тем временам было немалой платой и доступно было далеко не каждому арзамасцу.
Общественная жизнь города и провинции второй половины XVIII в. характеризуется усилением классовых противоречий. Росла эксплуатация городских низов и крестьян, ищущих в городе работу или продающих свои изделия, стремительно шел процесс социального расслоения. Дворяне и купцы наживали на торговле и промышленности тысячи, даже сотни тысяч рублей. Прочий городской люд — цеховые ремесленники и посадские — работали с утра до вечера, платили многочисленные денежные поборы магистрату и другим учреждениям власти, несли множество общественных повинностей, в том числе рекрутскую.
Многочисленные поборы и повинности, тяжелый труд на земле феодалов и в своем хозяйстве, политическое бесправие характеризуют положение крепостных крестьян арзамасской провинции в те далекие годы. Примером может служить жизнь крестьян с. Выездного, которое было вотчиной бывшего дипломата Екатерины II В. Салтыкова. Крепостные Салтыкова, кроме отбывания барщины, выделывали кожи, войлок, топили сало, шили обувь... А доходы от этих промыслов в форме оброка шли в бездонный карман помещика.
Екатерина II указом 1760 г. утвердила право помещиков ссылать «за предерзостные поступки» крестьян на поселения и запретила им даже жаловаться на своих господ.