Арзамасский район
Арзамасский районАрхив новостейКартаГалерея

Вперед, в прошлое

Воины и слава

«Весенние ристания» традиционно проходят в близком пригороде Саранска. В смешанном лесу, изрезанном оврагами, болотами, реконструкторы (люди, пытающиеся воссоздать прошлое) разбивают палаточные лагеря. Близость к природе, общие вечерние посиделки у костра способствуют дружеской атмосфере, являющейся неизменной спутницей этого фестиваля. Поучаствовать в нем съезжаются люди из самых разных уголков России, не случайно он определяется, как межрегиональный. Но редкий клуб удостаивается чести получить свою характеристику. Так, Ульяновск славится мечниками, а Арзамас называют городом лучников. Первые места в стрельбе из лука неизменно остаются за нашим военно–историческим клубом «Дружина». Его руководители А. Самохвалов и С. Якунин и в этот раз заняли верхние две строчки в списке победителей в этом конкурсе.

Современные жители средневековья

– Реконструкция не знает границ, – говорит один из организаторов турнира–фестиваля, руководитель саранского клуба исторической реконструкции и средневекового фехтования И. Ложкарев, – но в основном она объединяет молодежь, которая таким образом получает еще и патриотическое воспитание в духе истории нашего Отечества.

Массовым это движение, думаю, быть не может. Но радует то, что в последнее время заметно его совершенствование. Не идеализируются и не перевираются какие–то моменты истории. Костюмы воссоздаются все более старательно и точно, хотя сделать это очень сложно, так как практически нет источников, где бы было достоверно зафиксировано, как одевались люди, например, в X веке на Руси. На иконах святые изображаются как правило либо в византийских одеждах, либо более позднего времени, в котором жил сам иконописец. Сложно найти и материалы, которые бы соответствовали определенному веку: домотканую ткань, шерсть без содержания искусственных волокон.

Встречают по одежке

Вообще, погружение в прошлое – дело довольно затратное и трудоемкое. Во–первых, необходимо провести настоящие исторические исследования, чтобы выяснить, кто и как одевался в далекие средние века. Во–вторых, вручную сшить детали костюма, выковать пряжки, украшения, оружие. Что–то из этого можно и купить, но цены на специализированных ярмарках не отличаются дешевизной.

На фестивалях проходит обмен опытом – как и что, из чего делается, где можно достать материал. Хотя на саранском турнире отбор не такой жесткий, как на некоторых других, где могут попросту не допустить до участия, если облачение в чем–то не подходит под определенный век, но быть одетым под старину считается хорошим тоном. Апогеем такого исторического соответствия на «Весенних ристаниях» является конкурс костюмов, на котором компетентное жюри из ученых и опытных реконструкторов оценивает наряды участников. Во внимание берется даже, сшиты ли они вручную или на швейной машинке, естественного ли цвета для определенного времени и определенной местности. Углубление в историю не знает пределов. Некоторые саморучно сучат шерстяную нить и шьют самодельной костяной иглой... Но мало сделать – надо еще уметь объяснить значение всех деталей одежды. Представительница Арзамаса О. Якунина, кстати, получила третье место за костюм зажиточной крестьянки XII–XIII веков, украшенный ювелирно выполненной вышивкой.

Помолясь...

Еще одна характерная особенность «Весенних ристаний» – тесная связь с православной церковью. В этот раз они были посвящены пятилетию канонизации святого праведного воина адмирала флота Российского Федора Ушакова. Одним из главных организаторов фестиваля является ректор Саранского духовного училища, протоиерей Александр Пелин.

– Верой играть нельзя, – считает И. Ложкарев. – Русь зрелого средневековья – это Русь христианская, с православной культурой, которая прошла уже период своего становления. Это обязательные молебны перед началом боев, освящение оружия, стягов и так далее. То есть жизнь средневекового человека подчинялась христианским канонам, и это считалось нормой. Мы также стараемся их соблюдать.

В рамках турнира–фестиваля состоялась конференция «Духовно–патриотическое воспитание молодежи: традиция и современность», в которой приняли участие представители различных конфессий и ученые. А на торжественном открытии прошел молебен на освящение воинского оружия и стягов клубов. Здесь же был освящен и флаг «Дружины», изображающий святого Дмитрия Солунского.

«Скорая» никого не увезла

Таким образом реконструкторы стремятся к полному погружению в прошлое, начиная с одежды и заканчивая воссозданием специфичных отношений, культурных особенностей. Что же касается турнира, он является своеобразным красочным воплощением этих идей. Соревнования включали в себя и славяно–горицкую борьбу, и ножевой бой, стрельбу из луков, метание сулицы (копья)... Но наибольшее внимание зрителей вызвали бои на мечах. Причем, это были не показательные выступления, где воины лишь красиво изображают драку, а настоящая рубка. Единственное отличие – затупленное оружие. Но и от такого щиты разбивались в щепки и проминались доспехи. Далеко не всякому под силу выдержать подобное. И не только физически. К счастью, в этот раз обошлось без ранений. Все воины вернулись домой живыми и здоровыми, увозя с собой медали и дарственное оружие, изготовленное руками умелых мастеров, которое обязались применять только в мирных целях.

По материалам газеты "Арзамасские новости" - 2006 год

Арзамас, карта сайта
Cайт Арзамаса, Арзамасского района