Народное образование во второй половине XIX века
Народное образование во второй половине XIX столетия в городе было представлено женской прогимназией, открытой в 1872 г., и двумя городскими училищами (4-классным и 2-классным), четырьмя мужскими начальными школами и тремя женскими. Материальное обеспечение школ было скудным, нерегулярным и зависело порой от случайных обстоятельств (от наличия средств в земствах, от отношения чиновников и др.).
По мере развития капиталистического хозяйства и в российской провинции изменялись взгляды на роль народного образования. Даже арзамасские мещане, приверженцы поговорки «меньше знать — крепче спать», порой требовали от своих детей умения показать знания и прослыть «книжниками» перед знакомыми и соседями.
В начале XX в. город располагал 4 светскими школьными заведениями: женской гимназией, преобразованной в 1902 г. из прогимназии, 4-классным городским, 8-летним реальным и ремесленным училищами.
Система учебных заведений соответствовала царящему тогда классово-сословному принципу в области народного образования. Дети купцов, состоятельных мещан с получением начального образования обычно продолжали учебу в городском училище, откуда через 5 лет выходили с правом поступления на должность чиновника почты, казначейства и других учреждений. В реальное училище, дающее общее образование, принимались мальчики из семей местной буржуазии и интеллигенции. После окончания этого учебного заведения молодые люди поступали в юнкерские училища и офицерские школы.
Дети ремесленников, как правило, посещали приходскую школу не более 2—3 лет, после чего работали вместе с родителями на дому.
Дети несостоятельных мещан после окончания цер-ковно-приходской школы и успешного вступительного экзамена обучались в 2-годичном ремесленном училище либо в низшей школе ремесленного ученичества в Выездной Слободе.
Церковь на собственные средства содержала 3-классные школы в Ильинском, Троицком, Кирилло-Мефодиевском приходах и одну 5-классную школу при женском Алексеевском монастыре.
В уезде народное образование продолжало оставаться на крайне низком уровне.
С 1903 г. в городе были открыты педагогические курсы при женской гимназии, а в 1908 г. — учительская семинария.
Неутомимым тружеником на поприще просвещения в Арзамасе был инспектор народных училищ, председатель училищного совета уезда А.М. Храбров, беззаветно и бескорыстно служивший своему делу, проявивший при этом способности чуткого и внимательного воспитателя.
Школьники пользовались книгами для внеклассного чтения из помещавшейся в здании Кирилло-Мефодиевского училища центральной городской библиотеки. На содержание этой библиотеки управа города ежегодно выделяла скудные средства — 160 руб., из них 100 руб. на приобретение книг и 60 руб. библиотекарю. Из отчета о деятельности арзамасской городской библиотеки за 1902 г. видно, что ее читателями было всего 528 человек.
С 1904 г. по инициативе А.М. Горького и при непосредственном участии А.М. Храброва была открыта городская библиотека им. Н.А. Некрасова. А.М. Горький пожертвовал для нее несколько сот книг. Его примеру последовали местные книголюбы, которые также организовали сбор средств на пополнение библиотеки. А.М. Горький затем в течение 10 лет продолжал присылать сюда новые книги.
В 1905 г. читальня этой библиотеки зарегистрировала 7169 посещений. Группа передовой интеллигенции, составлявшая актив библиотеки, сделала тогда немало для просвещения горожан.
Книжная торговля в городе шла в нескольких купеческих лавках. Начали торговать книгами и с лотка, вразнос на рынке в базарные и ярмарочные дни.