Техническое развитие Арзамаса в XIX веке
Под влиянием бурного развития всероссийского рынка арзамасская буржуазия нуждалась в сравнительно дешевых железнодорожных перевозках сырья и товаров. В 1901 г. на средства акционерного общества была построена Ромодаповская дорога, соединившая Арзамас с II. Новгородом. На окраине города тогда находилась станция Арзамас I. В 1909 г. через станцию Арзамас-2 город был соединен с Москвой и Казанью. Железные дороги связали Арзамас с развитыми районами фабрично-заводской промышленности Москвы, Петербурга, Н. Новгорода и источниками сырья в Поволжье, на Дону и на Урале.
Техническое развитие коснулось предприятий Арзамаса. Появляются иностранные нефтяные двигатели «Ланц», «Рабур», шерстечесальные и другие машины. Это в свою очередь приводит к дальнейшему разделению труда и росту эксплуатации рабочих. Промышленное производство Арзамаса концентрируется за счет поглощения крупными предприятиями небольших мастерских.
В 1914 г. на 36 предприятиях работало уже более 1000 рабочих, объем перерабатываемого сырья в денежном выражении возрос по сравнению с 1899 г. с 500 тыс. до 2 млн. руб.
Под влиянием спроса на всероссийском рынке арзамасские кожевенные предприятия стали заниматься не только выделкой кожи, но и ее раскроем, вытяжкой, посадкой, заготовкой полуфабрикатов для пошива обуви. Постепенно складывался тип кожевенного предприятия с завершенным циклом от оптовых закупок сырья до оптовой продажи готовой обуви и различных изделий из кожи. Примером предпринимателя, соединившего торговый, ростовщический и промышленный капиталы, являлся купец Пегов — владелец посадочной мастерской, в которой работали 30 мастеров и 15 учеников, хозяин 3 магазинов по продаже кожевенных товаров и готовой обуви, 2 из которых располагались в Выездной Слободе. Еженедельно по субботам на склад сдавалось до 1000 пар готовой обуви. Купец щедро выдавал мелкий кредит сапожникам, всегда нуждавшимся в средствах, на условиях последующей отработки этих денег с процентами, ссуживал кредит из расчета 15% стоимости материала владельцам мелких сапожных мастерских. Ростовщичество давало Пегову ежемесячно до 10 тыс. руб. дохода. Кроме розничной торговли, Пегов занимался оптовым сбытом товаров в Омск, Рос-тов-на-Дону, Самару. На Нижегородской ярмарке для оптовых сделок он содержал склад кожевенных товаров и готовой обуви. Оборот промышленно-торгового капитала этого купца превышал 250 тыс. руб. в год наличными, и на такую же сумму совершалось торговых сделок под вексель.
В период русско-японской войны местное сапожное производство изготовило более 300 тыс. пар военных сапог, теплой и кожаной обуви.
В начале 1-й мировой войны, в октябре 1914 г., в Арзамас поступил новый заказ военного ведомства на изготовление потниковой кошмы, кожевенной продукции, обуви. Городская управа обязала каждого из 55 сапожных мастеров города, 455 мастеров Выездной Слободы и д. Пушкарки шить для армии еженедельно не менее 2 пар сапог из материала интендантства.
По сообщению канцелярии Нижегородского губернатора, за 1914 г. в Арзамасе и Выездном было изготовлено 68 784 пары, а за 1915 г. — 73 352 пары армейских сапог.
Развитие фабрично-заводского производства и кустарного ремесла в городе и уезде подняло значение арзамасского рынка. В городе ежегодно с мая по август проходили 4 многолюдные ярмарки, на которые съезжались купцы и промышленники Н. Новгорода, Казани, Саранска и других городов.
Дважды в неделю по базарным дням торговая площадь и все соседние улицы города заполнялись сотнями крестьянских возов и толпами торгующих и покупающих. Для каждого товара был свой ряд: для обувного — по улице Рождественской, гончарного — вдоль церкви Благовещенья, пшеница, рожь, ячмень, овес продавались на базарной площади у собора. Были овощной, мясной, масляный, рыбный, медовый, щепной и другие ряды. На берегу Теши продавали скот. В гостином ряду торговали городское купечество и монастыри, даже некоторые церковные приходы города владели здесь лавками и сдавали их в аренду торговцам, извлекая из этого немалую прибыль. Потоки товарной продукции резко сокращались в неурожайные годы, тогда же падал спрос и на изделия ремесленных промыслов.