Арзамасский район
Арзамасский районАрхив новостейКартаГалерея

Борьба против большевиков

Буржуазные круги, реакционное мещанство, церковники и меньшевики в Арзамасе усилили травлю большевиков, не останавливаясь при этом перед грязной клеветой и даже перед применением физической силы. Так, наряду с разнузданной лживой антибольшевистской пропагандой, враги революции пытались силой заглушить революционный порыв народа.

После июльских событий власть в стране фактически перешла в руки контрреволюционеров. Период двоевластия кончился.

Арзамасские Советы на своих собраниях принимали резолюции в поддержку контрреволюционных действий Временного правительства. Эсеры в июле активно участвовали в создании уездного Совета крестьянских депутатов и захватили руководство в нем. Совет стал проводить политику защиты интересов земельных собственников, сдерживать революционные действия крестьян по разделу помещичьих и монастырских земель.

В этих сложных условиях большевистское влияние в среде трудящихся города и уезда росло.

Летом 1917 г. продовольственное положение в городе крайне обострилось. Рабочие бедствовали, голодали. Фабриканты, чувствуя опору властей, отказывались выполнять условия трудового договора, принятого в марте, и даже грозили закрыть предприятия. В ответ на это 11 августа собрание рабочих-кошмовалов выработало требования к фабриканту Жевакину по повышению заработной платы и улучшению жилищных условий, что нашло поддержку среди рабочих других фабрик. Когда же фабриканты отказались выполнить требования, рабочие, руководимые большевиками, объявили 22 августа общегородскую забастовку. Это дружное выступление заставило эсеро-меныневистское руководство Советом рабочих депутатов поддержать забастовщиков. Совет принял решение, запрещавшее массовые увольнения рабочих и закрытие предприятий. Предприниматели пошли на уступки: 26 августа они подписали договор, согласно которому заработная плата кошмовалам была увеличена, хозяева обещали благоустроить рабочие общежития.

Хотя это соглашение не полностью удовлетворяло требования стачечников, было ясно, что забастовка явилась крупной победой в первую очередь большевистской организации.

25 сентября под руководством большевиков со своими требованиями выступили рабочие фабрики Вязовова. Опасаясь развития событий, президиум Совета рабочих депутатов вынудил владельца пойти на уступки.

Добившись своего, рабочие прекратили забастовку в тот же день.

Расширялось и укреплялось влияние большевиков и в деревне. По призыву большевиков крестьяне захватывали помещичьи земли, леса и усадьбы. Так, в августе крестьяне с. Кардавиль захватили пахотные земли и луга помещиков Тархова и Кармишина, а крестьяне с. Казакова объявили своими 214 десятин Понетаевскоаго монастыря, в с. Умай крестьяне разорили имение помещика Ульянина7.

VI съезд РСДРП(б), на основании ленинской оценки политического момента после июльских событий, выработал курс партии на вооруженное восстание. Лозунг «Вся власть Советам!» был временно снят.

На основании решений VI съезда партии и 1-й губернской конференции Арзамасский комитет РСДРП(б) с новой силой начал бороться за расширение большевистского влияния среди рабочих, солдат и крестьян, за большевизацию Советов, за подготовку их к захвату власти в городе и уезде. Рабочие, солдаты и крестьяне в эти дни заметно пополнили партийную организацию большевиков.

Уездный комиссар в те дни сообщал своему начальству в Н. Новгород, что в уезде угрожающе быстро назревают «беспорядки», что большевики возбуждают народ, даже вооруженной силой не удается арестовать зачинщиков этих «беспорядков». «Полагаю,— телеграфировал он,— что нужны самые энергичные меры,— необходимо прислать отряд казаков, чтобы в зародыше прервать возбуждение...».

После разгрома контрреволюционного корниловско-го мятежа еще больше возросло доверие трудящихся к большевистской партии, ускорился процесс большевизации Советов. Партия вновь выдвинула лозунг «Вся власть Советам!», который теперь означал призыв к вооруженному восстанию за установление диктатуры пролетариата в форме Советов и встретил широкую поддержку в массах рабочего класса и деревенской бедноты.

По примеру центральных Советов 11 сентября в Арзамасе произошло слияние Совета рабочих и Совета солдатских депутатов. Руководство объединенным Советом осталось меныпевистско-эсеровским. Но усиление большевистского влияния на массы трудящихся стало сказываться и здесь: 10 октября Арзамасский большевистский комитет добился избрания в президиум Совета от солдат большевика А.Ф. Зыбина, который вместе с П.П. Цыбышевым вошел в состав отдела по подготовке выборов в Учредительное собрание. Совет был вынужден вынести решение о выделении для большевистского комитета денежных средств на предвыборную кампанию. В фабричных комитетах и железнодорожном комитете профсоюза большевики стали играть руководящую роль. С. Ф. Шер, работавшая на телеграфе, информировала комитет большевиков о поступлении всевозможных телеграфных и почтовых сообщений из Нижнего, Москвы и Петрограда. О росте авторитета большевиков среди солдат гарнизона и раненых Усть-Двинского лазарета С.Ф. Шер рассказывала в своих воспоминаниях:

«Мы чувствовали, как хорошо воспринимали большевистское слово эти изуродованные войной люди... Попасть в лазарет было не так легко. Администрация лазарета состояла из эсеров, и нас, большевиков, не пускали, но нас это не останавливало, мы подходили под окна, беседовали с ранеными. Солдаты, увидев нас, машут платочками, пускают в палаты через окна... Такова была тяга солдат к большевистскому слову... Узнав, что в середине сентября 1917 г. будет отправка выздоравливающих на фронт, мы решили провести митинг».

Этот митинг под антивоенным лозунгом был успешно проведен вопреки запрету офицеров и администрации лазарета.

Помня указания В.И. Ленина о том, что надо шире и смелее вербовать молодежь в революционное движение, арзамасские большевики развернули широкую работу среди учащейся молодежи и молодых рабочих. После февраля в Арзамасе возникли многочисленные молодежные организации, особенно среди учащихся, которые издавали даже свою газету «За свободу». Здесь был и рабоче-ученический клуб, и еврейский союз молодежи «Югенд-Бунд», и другие молодежные кружки, не имевшие четкой революционной программы. Большевистские агитаторы проникали в эти молодежные организации, сеяли в них идеи пролетарской революции, вовлекали реалистов и гимназисток в революционную работу.

18 октября состоялось заседание Нижегородского губкома партии большевиков с вопросом о подготовке к захвату власти в городе и уездах, на котором от Арзамаса присутствовала М. В. Гоппиус. Для помощи Арзамасскому комитету большевиков губком партии направил Д. М. Данилова. В эти дни большевистская организация в Арзамасе насчитывала 57 членов партии. За ней теперь шла основная масса рабочих города. Она имела сильное влияние среди солдат гарнизона и Усть-Двинского лазарета. В деревне ее поддерживало бедное крестьянство и батрачество. В Совет рабочих и солдатских депутатов от большевистской организации теперь входили рабочие В. И. Согин, Е. Я. Сахаров, В. Е. Самохвалов, солдаты А. Ф. Зыбин и А. М. Петров, учитель П. П. Цыбышев. С мнением большевистского комитета уже не могло не считаться меньшевистское руководство Совета.

О готовности трудящихся к революционным действиям в те дни говорило многое. Так, 25 октября, недовольная действиями своего начальства, группа милиционеров внезапно арестовала уездного комиссара Ю.А. Тархова, начальника милиции А.М. Полякова и его помощников. Товарищ (заместитель) председателя Совета рабочих и солдатских депутатов меньшевик прапорщик Д.Д. Брусков длительными уговорами добился освобождения Ю.А. Тархова, но событие привлекло массу народа, который требовал провести в городе обыски у буржуазии. Во время обысков были обнаружены большие запасы продовольственных и промышленных товаров.

Обстановка в городе накалялась. Брусков срочно организовал закрытое совещание президиума Совета с участием уездного комиссара, воинского начальника, городского головы, руководителей буржуазных, эсеровской и меньшевистской партийных организаций. На этом совещании контрреволюционеры, опасаясь дальнейших осложнений, решили срочно отправить в Н. Новгород под конвоем остальных арестованных и договорились о совместном поддержании «порядка» в городе и усмирении «толпы». Брусков был избран начальником милиции. Эсеры и меньшевики в этих условиях вновь предали дело революции и объединились с буржуазией.



Арзамас, карта сайта
Cайт Арзамаса, Арзамасского района