Первая русская революция
Арзамасский социал-демократический кружок был преобразован в группу РСДРП, которая в 1903—1904 гг. пополнилась такими опытными революционерами-подпольщиками, как Г.В. Грачев, А.В. Коршунов, П.А. Костров. Арзамасские большевики осудили раскольническую деятельность кучки меныпевист-вующих социал-демократов во главе с Н.П. Танковым. Для оказания помощи в революционной работе Нижегородский комитет РСДРП направил в Арзамас профессиональных революционеров М.М. Северова и С.И. Моисеева.
С приездом М.М. Северова арзамасцы активизировали свою деятельность на селе, среди крестьян стали распространяться листовки «К крестьянам», «Письма крестьянам от рабочих», «К нижегородским крестьянам» и др.
С.И. Моисеев помогал проводить революционную работу в городе, среди рабочих и солдат гарнизона. В это предвоенное время партия придавала особое значение работе в армии.
Вспыхнувшая в январе 1904 г. война с Японией обострила противоречия общественной жизни в России и ускорила революционные события.
В 1905 г. массовыми стачками был охвачен Н. Новгород. Летом на борьбу поднялись трудящиеся г. Арзамаса и уезда.
20 июня на фабрике Жевакина, в знак солидарности с русским пролетариатом, широко отмечавшим полугодовщину 9 Января, была объявлена забастовка: 56 рабочих фабрики отказались приступить к работе, требуя повысить зарплату. Требование рабочих было настолько категоричным, а выступление таким дружным, что фабриканту пришлось принять условия.
Стачка показала действенность влияния социал-демократической группы на рабочих, продемонстрировала их организованность и сплоченность в борьбе за свои права.
В июне 1905 г. успешно провели забастовки рабочие Кардавильского карьера и Пустынского лесозавода.
Революционное движение постепенно охватывало и деревню. Крестьяне самовольно забирали помещичьи и монастырские земли, рубили леса. Однако выступления крестьян носили еще стихийный характер и подавлялись царскими властями.
В октябре 1905 г. состоялась Всероссийская стачка. В первый же день в ней приняли участие арзамасские железнодорожники.
8 октября «Нижегородский листок» сообщил: «Вчера с утра по всем линиям Нижегородской и Ромодановской дорог служащие и рабочие прекратили работы. Пассажирские поезда не отправлены. Прекратилось движение и товарных поездов».
События развертывались особенно бурно, когда появился царский Манифест 17 октября, обещавший народу «незыблемые основы гражданской свободы». Буржуазия ликовала: она увидела в этом манифесте прежде всего укрепление своих позиций в государстве и теперь была готова все свои усилия направить против революционного народа. Арзамасский мещанин-обыватель, пребывая в ужасе перед революционной ломкой устоявшейся жизни, тоже хотел прекращения «беспорядков». 19 октября утром под многоголосый перезвон колоколов на соборной площади при большом стечении народа был зачитан манифест, после чего в соборе отслужен благодарственный молебен.
Большевики, понимая лживость и коварство царских обещаний, вооруженные решениями III съезда партии, вели линию на дальнейший подъем революции. В доме М.В. Гоппиус в ночь на 19 октября изготавливались красные флаги, писались лозунги, шла подготовка к революционному митингу.
Когда после молебна стал готовиться крестный ход во славу его императорского величества, в толпе на площади раздался зычный голос: «Граждане, послушаем ораторов!» Кто-то подкатил бочку, которая превратилась в трибуну. Первым выступал большевик С. И. Моисеев. Обращаясь к народу, он сказал: «Манифест царя — это провокация и обман. Народ не забыл царской милости, которую получил 9 Января 1905 года в Петербурге. Наше мнение одно: «Долой самодержавие!»
Известно, что мелкобуржуазные партии по-иному оценивали царский манифест, считая его подлинной уступкой царизма революционному народу, шагом на пути мирного превращения России в конституционную монархию. Не случайно, выступая на этом митинге, эсер Тархов поздравил граждан, студентов, интеллигенцию, учащихся с праздником, с победой. После этого митинга с пением «Марсельезы» колонна демонстрантов пошла по улицам города. Черносотенец купец Пегов грозил ей вслед кулаком. Эсер Тархов ехал рядом с колонной демонстрантов в пролетке, махал шляпой и выкрикивал: «Да здравствует свобода!».
Вечером социал-демократы и эсеры собрались в городском клубе на митинг, где приняли резолюцию с требованием амнистии политическим заключенным, введения общего избирательного права, отмены смертной казни.
В связи с тем, что рабочие многих предприятий города, занятые на производстве, не смогли принять участие в демонстрации, было решено провести новую революционную демонстрацию 20 октября. Местом сбора была назначена березовая роща. В заключение участники митинга почтили минутой молчания память погибших за народное дело.
В донесении начальству исправник Сафонов писал, что собравшиеся обсуждали политические дела, пели революционные песни.
Следует заметить, что в 1905 г. в Арзамасе, при поддержке местных властей, торгово-промышленной буржуазии и церковников стали возникать монархические черносотенные группы.
Вечером 19 октября в доме купца Пегова состоялось собрание черносотенцев, где договорились сделать погром и проучить зазнавшуюся интеллигенцию (т. е. социал-демократов). Полиция обещала не вмешиваться в любые действия против бунтовщиков.
Утром 20 октября колонна демонстрантов с большевистскими лозунгами «Долой царя!», «Да здравствует свобода!», с пением революционных песен вышла из рощи и направилась по главной улице через весь город. Демонстранты обращались к рабочим, ко всем гражданам с призывом бросать работу и присоединяться к ним.
Очевидец и участник этих событий, Иван Иванович Морковин, вспоминает: «...Всюду на предприятиях рабочие прекращали работу и присоединялись к колонне. На углу ул. Спасской и торговых рядов пьяные черносотенцы с криками: «Бей смутьянов, им царя не надо, им бога не надо!» — напали на демонстрантов. В руках нападавших были дубинки, железные прутья. Послышались выстрелы. Вблизи от меня били учительниц М.Л. Шутову и М.Г. Шаронову. Потом стало известно, что этих учительниц черносотенцы бросили в р. Тешу и что фабричные рабочие спасли их и отнесли домой. М.Г. Шаронова после побоев так и не смогла поправиться и умерла».
50 человек получили тогда тяжелые увечья, а 3 человека были убиты. Полиция и казаки делали вид, что ничего не замечают. Избиение жителей города продолжалось в течение нескольких дней. Население было настолько напугано, что улицы опустели, почти прекратилась торговля.
Контрреволюционное выступление буржуазии побудило социал-демократов принять меры к защите народа на митингах, массовках и манифестациях. С этой целью было образовано особое бюро и боевая дружина в составе 30 человек, рассчитывавшая на поддержку трудящихся города.
С осени 1905 г. начинается процесс политической консолидации реакционных сил в стране, выразившийся, в частности, в создании ряда буржуазных партий. В Арзамасе также появляются комитеты и филиалы партии кадетов, торгово-промышленной, или «Союза 17 октября», «Союза русского народа», или черной сотни. Все эти партии, призывая к «спасению народа и отечества», получали финансовую поддержку от купцов и промышленников города и уезда. Особенно щедро поддерживался «Союз русского народа». Членами его были почти все купцы, фабриканты, заводчики. Здесь оказались представители мелкобуржуазных слоев, реакционной части интеллигенции. В рабочей среде черносотенцы, как, впрочем, и другие буржуазные партии, иногда находили опору, главным образом, среди сезонников, недавних выходцев из деревни и среди некоторых зависимых от хозяина кустарей. «Союз» имел тесные связи с арзамасскими монастырями и церковниками .Черносотенцы методом кровавых погромов думали запугать трудящихся, в то же время они организовывали шествия с царскими портретами, хоругвями и кричали: «Долой революцию!»
Члены Арзамасской группы РСДРП, в соответствии с решениями III съезда партии, в своих выступлениях на предприятиях, на митингах в городе, на железнодорожной станции и в селах разъясняли сущность происходящих событий, разоблачали буржуазные партии и меньшевиков, вставших на путь измены интересам рабочих и крестьян.
Осенью 1905 г. за подписью арзамасской группы РСДРП была распространена посвященная событиям 9 Января листовка, в которой в стихотворной форме излагались задачи революционной борьбы рабочего класса.
По призыву социал-демократов в ответ на нападение черносотенцев на мирную демонстрацию в Арзамасе и на расправу казаков в селах уезда крестьяне сел Вазьяна, Криуши, Лопатина, Чернухи и других провели массовые демонстрации с призывом не верить в манифест царя и организованно дать отпор силам реакции и контрреволюции.
Большую разъяснительную работу арзамасские социал-демократы вели среди воинского гарнизона. И эта работа не пропала даром. Об этом говорит такой знаменательный факт. В ноябре 1905 г. вместе с казачьей сотней на подавление рабочих Сормова была направлена рота Арзамасского полка. Вступив в контакт с рабочими, солдаты заявили, что они не будут в них стрелять. Командование было вынуждено отозвать эту роту обратно.
После поражения декабрьского вооруженного восстания в Москве, Сормове, Н. Новгороде и других городах по всей стране начались массовые аресты и преследования участников революционного движения, и в первую очередь большевиков. В 1905—1906 гг. были арестованы А.В. Кистанов, Н.Г. Сикорский, В.Г. Золин, Г.В. Грачев, В.Г. Кузьмина, И.Г. Кузьмин, Н.П. Костров, руководитель группы Н.М. Козырев и другие.
Охранке удалось разгромить социал-демократические кружки в селах Вад, Старая Пустынь, Лопатино, Ивашкино, Старое Иванцево и в других, а в 1907 г. — в с. Кардавиль.
Однако несмотря на жестокие репрессии, арзамасские большевики, оставшиеся на свободе, в подполье продолжали свою деятельность. В феврале 1906 г. арзамасский исправник докладывал нижегородскому губернатору, что на фабрике Вязовова тайно существует социал-демократический кружок, в котором рабочие под руководством М.В. Гоппиус изучают материал «Чему учат социалисты».
2 июля 1906 г. по инициативе группы РСДРП в Ивановской роще состоялся нелегальный 1-й уездный крестьянский съезд. Протокол съезда отразил большевистскую аграрную платформу. Всем делегатам была роздана нелегальная литература для работы с крестьянами.
Так группа членов РСДРП укрепляла связи с широкими массами трудящихся. Ленинцы верили в грядущий революционный подъем, понимали, что нерешенные задачи 1905 г. неизбежно приведут к новому революционному взрыву в стране.