Читательские предподчтения школьников
С целью исследовать сферу читательских интересов подростков, нами было проведено анкетирование учеников 10 классов одной из школ в городе Арзамас.
Старшеклассникам были предложены следующие вопросы:
1. Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время (компьютерные игры, спорт, прогулки с друзьями, чтение, какое-либо хобби)? Чем обоснован Ваш выбор?
2. Какие жанры литературы Вы предпочитаете (детектив; фантастика; классика; любовный, научно-популярный, приключенческий романы; поэзия)?
3. Какое произведение является Вашим любимым? Чем оно нравится?
4. На Ваш взгляд, уроки литературы прививают любовь к чтению или, напротив, порождают неприязнь к нему?
5. Велика ли роль педагога в формировании любви к чтению?
6. Какое произведение, не входящее в школьную программу, Вы хотели бы изучить на уроке?
7. Что бы Вы хотели изменить в уроках литературы?
8. Какие книги Вы хотели бы прочесть, но не смогли найти ни в библиотеке, ни в книжном магазине? Чем вызван Ваш интерес именно к этой книге?
Анализ результатов анкетирования показал, что большая часть старшеклассников в свободное от уроков время предпочитает играть в компьютерные игры или гулять с друзьями. Однако есть и те, кто любит читать книги.
Наиболее предпочтительны следующие жанры (в порядке уменьшения интереса): фантастика (13 человек), детективы (8), любовные романы (5), приключения (3).
В список любимых произведений включены «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина, «Гроза» А.Н. Островского, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова. В то же время на интерес школьников города Арзамаса явно оказывают влияние СМИ: детям нравятся «Властелин колец», «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Сумеречный дозор», «Гарри Потер». (Кстати, «Властелин колец», «Сумеречный дозор», а также произведения С. Кинга и Д. Донцовой подростки хотели бы изучить на уроке.) Некоторых интересуют книги по практической психологии: «Как подать себя за 90 секунд», «Как читать человека как книгу».
50% школьников считает, что урок литературы прививает любовь к чтению.
Роль педагога в формировании любви к чтению признаёт 61% опрошенных.
Ответы показали, что большинство подростков не умеют правильно выбирать и читать книги. Кроме того, обилие развлекательной литературы, быстрый поток информации, к которому приучают СМИ, а также остросюжетные книги нацеливают школьников на чтение поверхностное, невдумчивое. Поэтому очень велика роль педагога, который должен помочь подростку в выборе книги, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности.