Железнодорожная промышленность в период Великой Отечественной войны
Партийная и комсомольская организации узла свои усилия направили на коренную перестройку работы всех служб, на мобилизацию всех железнодорожников на самоотверженный, героический труд. Зачинателями «фронтовых бригад» стали коммунисты и комсомольцы паровозного депо. Руководителем первой фронтовой бригады стал член партбюро депо мастер П.В. Личманов, бригада которого в своих обязательствах писала: «Если ремонт паровоза рассчитан на 3—4 суток, выполним его за сутки. Пока заказ не выполнен, никто не покинет свое рабочее место». Члены фронтовой бригады котельщик Михаил Лапшин и электросварщик Алексей Марин однажды за 12 минут устранили неисправность кипятильной трубы в пышущей горячим воздухом топке, подвергая свою жизнь опасности. В обычных условиях этот паровоз на ремонте был бы задержан минимум на 12 часов. Примеров такого отношения к работе было немало.
Бригады слесарей на пункте технического осмотра меняли неисправные рессоры у вагонов проходящих поездов за 3 минуты вместо 16 по норме. Среди вагонников широко развернулось движение за совмещение профессий. И пример здесь тоже подали коммунисты. Н.И. Демин овладел специальностями слесаря-автоматчика, осмотрщика-пролазчика, поездного вагонного мастера. Д.Д. Данилов успешно работал слесарем, а если требовалось,— приемщиком автоконтрольного пункта или мастером технического оборудования. Таких универсалов на вагонном участке стало много. По вызову они направлялись туда, где в этот момент были нужнее всего.
Коллектив участка восстанавливал вагоны, побывавшие под бомбежками, обстрелами. Порой доставлялись буквально остовы вагонов. В ту пору вагонники Арзамаса построили для фронтовиков два поезда-бани. В цехах депо, в автоконтрольном пункте, в пункте технического контроля шло соревнование, девиз которого был по-фронтовому краток: «Быстрее, надежнее!»
С первых месяцев войны в паровозном депо начали работать и женщины, для которых были организованы краткосрочные курсы, готовившие помощников машинистов. Первыми овладели этой профессией и успешно работали на паровозах В. Мельникова, А. Погорелова, А. Бочкова, Л. Слакаева, В. Буркова, А. Лобарева.
Особую значимость приобрели в трудную военную пору рационализация и изобретательство. Крайне сложно стало с материалами, топливом. Надо было изыскивать внутренние резервы. Мастер А.А. Белянушкин изобрел приспособление, увеличивающее выпуск продукции в 8 раз. В. Федоровский при сварке ответственных деталей ввел предварительный подогрев их, чем ускорил процесс работы и улучшил ее качество. 300—350% задания стало его нормой. Был день, когда он перевыполнил норму в 8 раз. П.И. Мокеев, награжденный медалью «За трудовое отличие», сам выполнял сменные задания на 300—350% и находил время для обучения молодежи — подготовил 18 молодых токарей.
Когда Донбасс был оккупирован врагом, пришлось переводить паровозы на менее калорийный подмосковный уголь. Первыми это сделали машинисты братья Николай и Сергей Горбунчиковы, которые доказали, что и на этом топливе можно водить тяжеловесные поезда, и даже с превышением скорости.
Однако и такой уголь скоро стал дефицитом, паровозный парк переводился на дрова. Арзамасские паровозники и в этих условиях стали добиваться высоких результатов труда. Не раз им приходилось водить поезда под обстрелами и бомбежками. При исполнении служебных обязанностей погибли машинист Н. М. Федоровский, помощники В. Пальманов, Н. Давыдов.
«Дорогие друзья,— писали арзамасским железнодорожникам воины одной из частей,— шлем вам свой фронтовой привет. Мы хорошо знаем, что вы трудитесь самоотверженно, оказываете большую помощь нашей доблестной Красной Армии в ускорении разгрома немецких захватчиков. Спасибо вам за это!».
Железнодорожники восприняли эти слова не только как оценку их сегодняшнего труда, но и как просьбу фронтовиков найти новые резервы, новые возможности для увеличения производительности труда, ускорения поставок для армии всего необходимого. Тогда были созданы новые цеха на вагонном участке — колесный и кольцезаливочный, что ускорило ремонт вагонов и принесло экономию в 3 млн. руб. Ударная работа коллектива вагонного участка была высоко оценена: дважды ему присуждалось переходящее Красное знамя Совета Народных Комиссаров СССР и Наркомата обороны.
Объем перевозок особенно возрос во второй половине 1942 г., когда фашистские полчища вышли к Сталинграду и доставка значительной части вооружения, боеприпасов, военной техники, продовольствия пошла в основном через арзамасский железнодорожный узел. Как ни трудно было, железнодорожники старались справиться. Были случаи, когда машинисты находились в рейсе по 100 часов и более.
За самоотверженный труд, за мужество и высокое мастерство 147 железнодорожников Арзамаса в годы войны были удостоены орденов и медалей Союза ССР. Станции Арзамас-2 было присуждено переходящее Красное знамя Казанской железной дороги.