"Тигр" победил, но купят конкурента
Минобороны собирается купить для оснащения российской армии итальянский бронеавтомобиль Iveco LMV, который продемонстрировал далеко не лучшие показатели в соревновании с отечественным бронеавтомобилем ГАЗ-233014 "Тигр" (продукция ОАО «Арзамасский машиностроительный завод»). Данная информация стала известна из публикации в газете "Московский комсомолец" (№ 25404 от 19 июля 2010 г.), которая разместила на своем сайте видеосюжет испытаний данных бронеавтомобилей, произошедших зимой 2010 года. На записи хорошо видно то, как через десять-пятнадцать метров после одновременного старта итальянская бронемашина затормозила ход и вынуждена была остановиться тогда как бронеавтомобиль "Тигр" продолжил движение.
Ранее, три года назад, бронеавтомобили "Тигр" были приняты на снабжение частей Главного управления ГШ ВС РФ (приказ МО РФ №85 от 06.03.2007 г.). Однако установка на бронеавтомобиль "Тигр" импортного двигателя привело к тому, что для других частей ВС РФ их закупка не осуществлялась.
Весной 2010 г. министр обороны А. Сердюков ознакомился с презентацию продукции итальянской компании Iveco и сообщил, что в России будет запущено производство бронеавтомобилей LMV.
Основным преимуществом итальянского бронеавтомобиля перед ГАЗ-2330 "Тигр" было названо присутствие в LMV бронекапсулы из особой легкой брони, которая позволяет защитить экипаж от противоднищевых мин и фугасов. Тем не менее, по сведениям, представленным в рекламных буклетах Iveco, так называемая бронекапсула выполнена в виде каркасно-панельной конструкции: на сварной из жестких деталей каркас в необходимом порядке монтируются элементы брони.
Как сообщают специалисты в области машиностроения, подобное устройство, значительно уступает по прочности и защитным свойствам цельносварной конструкции, на которой базируется конструкция корпуса российского бронеавтомобиля "Тигр". Данное мнение удостоверяет и факт подрыва итальянского бронеавтомобиля во время боевых действий в Ираке. Между тем, по мнению специалистов, фото и воронка, оставшаяся после взрыва, доказывают, что мощность заряда не превосходила 1 килограмма тротила.
Несмотря на небольшую мощность заряда, подрыв привел к тому, что итальянский бронеавтомобиль потерял два колеса, в результате чего он стал просто неподвижной мишенью, не способной перемещаться. Кроме этого, степень разрушения LMV была таковой, что в возможность сохранения жизни тех, кто находился в автомобиле, кажется довольно спорной.
Специалисты утверждают, что на данный момент предоставленная концерном Iveco информация о LMV кажется весьма спорной и не может быть определена как стопроцентно верная без осуществления испытаний в условиях, максимально приближенных к боевым. Сомнения вызывает и названная устойчивость к подрыву, которая так и не была проверена в присутствии независимых экспертов.
Между тем, отечественные "Тигры" не только давно применяются нашими военными в "горячих точках", но и приобрели широкую популярность у солдат и спасли немало человеческих жизней. К примеру, в период августовских событий 2008 г., именно на бронеавтомобилях, выпускаемых Арзамасским машиностроительным заводом российские спецназовцы осуществляли дерзкие рейды в грузинский тыл.
Представители ООО "ВПК", головной компании, в которую входит разработчик и производитель автомобилей класса "Тигр" «Арзамасский машиностроительный завод» отмечают, что изготовленные по заказу МВД бронеавтомобили "Тигр" ГАЗ-233036 характеризует пятый класс защиты, что позволяет бронемашине выдерживать прямое попадание из любых видов стрелкового оружия, в т.ч. и специальную 7,62-мм пулю с ТУС из автомата Калашникова.
Доказательством данному высказыванию послужили и результаты ряда сложных испытаний, которые осуществили специалисты иорданской компании KADDB по личному распоряжению короля Иордании Абдаллы II. После проведения испытаний эта же машина была представлена на VIII Международной выставке средств обеспечения сил специального назначения SOFEX-2010.
И, если учесть, что во время испытаний за рулем отечественного бронеавтомобиля в течение часа находился сам король Абдалла II, в прошлом командир танковой роты, а также организатор и первый командир иорданского спецназа, очень маловероятно утверждать, что результаты испытания были фальсифицированы.
Неисчислимые тесты, которым подвергла "Тигр" ГАЗ-233036 иорданская компания KADDB, арзамасский бронеавтомобиль выдержал с честью, подтвердив то, что все характеристики машины, в том числе и по защите, являются достоверными. Это подтверждали и многочисленные следы баллистических испытаний, которые можно было увидеть на корпусе и стеклах.
Необходимо отметить, что именно 3-й класс защиты "Тигров", купленных ранее Минобороны, был первоначально определен военным ведомством. Однако, как утверждают представители ООО "ВПК", для производителя не составит никакого труде повысить класс защиты до более высокого. Поэтому уже осенью текущего года опытный образец бронеавтомобиля с 6-м классом защиты и двигателем, изготовленным отечественным производителем, будет представлен на испытания.
Как еще один значимый изъян "Тигра" представители Минобороны определили некомфортабельные сидения, уступающие по своему удобству итальянскому бронеавтомобилю. Однако, по словам производителя, и этот недостаток очень легко устраним. Дополнительным доводом в пользу закупки итальянской бронетехники названа возможность организации новых рабочих мест на КаМАЗе, где предполагается запустить изготовление зарубежной машины.
Однако почему-то при этом не принимается во внимание то, что в результате подобных действий страдают рабочие места у производителя "Тигра", которые существуют уже длительное время и не нуждаются ни в каких дополнительных капиталовложений на их организацию? Помимо этого, организация на КАМАЗе «сборки» Iveco LMV из элементов, экспортируемых из Италии, предоставит возможность обеспечить рабочими местами не более нескольких десятков человек, тогда как остановка производства "Тигров" в Арзамасе вполне способно привести к увольнению сотен и даже тысяч людей.
Наиболее существенным недостатком отечественного "Тигра" до некоторых пор назывался двигатель, выпускаемый в Бразилии по лицензии американской компании, в договоре с которой имелся пункт о невозможности его использования в военных целях. Но в настоящее время этого недостатка больше нет. На прошедшем в Жуковском форуме "Технологии в машиностроении-2010" был показан новый двигатель отечественного производства, который предполагается монтировать на модернизированный вариант "Тигра" с шестым классом защиты.
Для полноты картины следует отметить и еще ряд преимуществ отечественного бронеавтомобиля перед итальянским LMV. Прежде всего, к ним относится использование в конструкции "Тигра" подвески от БТР, которая способна обеспечить свободное передвижение автомобиля в условиях российского бездорожья, а также по заснеженной целине. Кроме этого, в "Тигре" легко располагаются 6 человек, вместо 5 возможных в итальянской машине.
Неприспособленность окон итальянского автомобиля не позволяет вести огонь непосредственно из его салона, тогда как "Тигр" оснащен бойницам. Немаловажной проблемой для условий отечественного климата является и нижний температурный порог для запуска двигателя у LMV, равный -35 градусам.
Подытоживая вышесказанное, следует отметить и еще одно чрезвычайно значимое преимущество отечественного автомобиля – стоимость "Тигра" в 3 раза меньше итальянского аналога: тогда как покупка IVECO LMV обойдется Минобороны в 300 тыс. евро, цена отечественного изделий не превышает ста тысяч евро. Соответственно, как представители ООО "ВПК", подобная сумма вполне позволила бы "Тигру" не только догнать, но и обойти итальянский продукт бронемашину по всем характеристикам.
Между тем, у отечественной компании имеется все необходимое для производства "Тигра" с более высоким классом защиты, что доказывает представленное компанией ООО "ВПК" на том же форуме в Жуковском семейство многоцелевых бронемашин "Волк". Автомобили "Волк I", "Волк II" и "Волк III" подготовлены для обеспечения воинских подразделений и могут быть применены для безопасной перевозки людей и грузов, а также установки на их базе разнообразных функциональных модулей.
Уровень защиты бронемашин семейства "Волк", составляющий не менее "6А", позволяет гарантировать базовый уровень баллистической защиты и защиту от мин, а также дает возможность монтажа дополнительных съемных керамических экранов.
Тем не менее, всех перечисленных достоинств отечественного бронеавтомобиля "Тигр" не хватает для того, чтобы Минобороны приняло решение отказаться от приобретения итальянского бронеавтомобиля Iveco LMV в пользу отечественной продукции.
Хочется верить, что подобным образом российские военные пытаются простимулировать отечественных конструкторов и производителей к изготовлению наиболее конкурентоспособной продукции.
Однако в данном контексте возникает лишь один вопрос – какими же еще качествами должен обладть "Тигр", чтобы предпочтение отдали ему?