Усиление феодального гнета
В шестнадцатом столетии в Арзамасском уезде была начата раздача поместий, которая продолжалась вплоть до правления Романовых. Земли могли получить дворяне, бояре и иные служилые люди.
Появление новых поместий приводило к тому, что крестьяне, жившие на этой территории, превращались в крепостных, что не могло не вызвать недовольство, а также бунты. Нередко воеводам того времени приходилось усмирять крестьян кнутами и тюрьмами.
По мере расселения русских помещиков продолжалось вытеснение мордвы с арзамасских земель, особенно в Утишье. В 1613 г. там еще числилось 59 мордовских деревень, но землевладельцы правдами и неправдами добивались присоединения их угодий к своим имениям. Жители мордовской д. Кузятовой па р. Неметь подали царю челобитную на арзамасских помещиков братьев Остафьевых, которые ложным путем получили грамоту на кузятовские «погари» (выгоревший лес) и, применив оружие, изгнали оттуда мордву.
В течение нескольких десятков лот мордва вынуждена была покинуть 11 своих исконных деревень.
Предприимчивый боярин, владевший несколькими селами в Арзамасском уезде, организовал производство поташа в этой местности.В лесу вырубали деревья определенных пород (в основном дуб), сжигали их, а полученную золу весной замачивали, обмазывали ею поленья и вторично пережигали в больших кучах («будах»), где она превращалась в зернистый порошок — поташ. Места переработки леса назывались «майданами». Это слово до сих пор сохраняется в названиях селений бывшего Арзамасского уезда (Крутой Майдан, Тольский Майдан и др.).
В морозовских будных станах работали на барщине сотни крепостных крестьян. Часть их была совсем оторвана от земли и получала корм и денежное жалованье, обычно 2—3 рубля в год. В будных станах впервые появились вольнонаемные работные люди («государевы и разных помещиков наемные деловые людишки»).
Крестьяне, жившие в окрестных деревнях, тоже обязаны были работать на майданах — возить дрова и воду. Труд продолжался зимой и летом и был очень тяжелым. Он полностью зависел от произвола приказчиков, старавшихся угодить боярину. Крестьяне одной из морозовских вотчин жаловались на своего приказчика: «Многих из нас, сирот, изувечил, глаза подбил, снова руку переломил, посылает на работу до света за два часа, а с работы спущает (в) час ночи».
Торговля поташом давала большие прибыли, и производство его расширялось. Для этого в Арзамас был назначен специальный воевода. В его обязанности входила также борьба с непослушанием и с побегами буднинков, что случалось довольно часто.
Испытавшие на себе всю тяжесть крепостнической эксплуатации и национального угнетения в условиях развивающегося товарно-денежного хозяйства, будники становились опасными для господствующего класса.