Основание Арзамаса
Основание Арзамаса имело исторически прогрессивное значение для коренного населения в смысле развития производительных сил края, приобщения к русской культуре, способствовало успеху совместной борьбы русского и мордовского народов против внешних вторжений. Конечно, мордва подвергалась угнетению со стороны царского правительства и феодалов, но этот гнет был не сравним с ужасом пережитого татарского ига.
Происхождение наименования «Арзамас», как и время основания города, имеет различные объяснения.
Н.М. Щегольков в книге по истории Арзамаса, объясняет название города так: «арзя», или «эрзя» - название мордовского племени, а слово «мас» на мордовском языке значит хороший, добрый, прекрасный. Исследователь предполагает, что большое мордовское сельбище, находившееся на месте Арзамаса, называлось этим именем по своему местоположению. Такое объяснение надолго вошло в краеведческую литературу.
Специалисты допускают, что последний слог в названии Арзамас является усеченным словом «мастор», что по-эрзянски означает определенную землю, кому-то подвластную, земельное владение. Таким образом, вероятнее всего, название Арзамаса надо переводить как город в эрзянской земле.
С самого начала своего существования Арзамас сочетал функции пограничной крепости и административного центра большого уезда.
Крепость в первоначальном виде по размерам своим была небольшой. Она, видимо, занимала территорию теперешней площади Ленина, нескольких прилегающих к ней кварталов и части Верхней набережной. Деревянные башни и стены располагались на высоком мысу, образованном р. Тешей и оврагом, по которому протекала речка Сорока.
Население города тогда состояло главным образом из воинов - пушкарей, стрельцов, казаков. Наряду с охраной границы население Арзамаса занималось ремеслом и торговлей. Постепенно у подножья южного склона арзамасского холма, на берегу Теши, стал селиться мастеровой и торговый народ. Крепость обрастала посадом и слободами (Выездная казачья, Ямская, Кожевенная), где жили посадские люди — ремесленники и торговцы, платившие подати («тягло») в казну пли Спасскому монастырю, основанному в середине XVI в. Этот монастырь расплагается на холме, отделенном от крепости речкой Сорокой.
Экономическому развитию Арзамаса во многом способствовало его удобное географическое положение. По мере усиления межрайонных, в первую очередь, торговых связей, город становился транзитным пунктом. Через него прогоняли гурты скота, шли обозы с хлебом и другими товарами в Москву, Нижний Новгород, ездили в Балахну за солью.
На территорию Арзамасского уезда издавна перебирались русские крестьяне из центральных районов страны и селились среди мордвы. Эта вольная крестьянская колонизация посеяла семена дружбы русского и мордовского народов. С созданием и укреплением цивилизованного государства, особенно с середины XVI в., после завоевания Казани, государи стали раздавать земли уезда в поместное владение русским дворянам и другим служилым людям. Началась новая, феодальная колонизация края. Крупные феодалы, получившие новые поместья, переводили крестьян на обживаемые земли из своих старых поместий и вотчин. Наряду с русскими дворянами поместья в Арзамасском уезде получали и некоторые представители местной Мордовской знати и служилые татары.