Монастыри Арзамаса. История возникновения монастырей в Арзамасе
В 1631 г. назначенный в Арзамас воевода получил царский укал, в котором предлагалось «беречь накрепко, чтоб по городу и по острогу караулы и в воротах, по башням и по стопам были крепкие».
Постоянную заботу правительства составляла и Арзамасская засечная черта, для охраны которой «велено быти на государевой службе» местным землевладельцам, дворянам и детям боярским. В сплошной линии засек кое-где были проходы («ворота») - Ардатовоские, Шатовские, Собакинские. Возле них находились сторожевые пункты – «станицы», куда по царскому указу отправляли самых надежных служилых людей.
Воевода, назначенный царем, ведал не только военными и городскими делами, он являлся полномочным представителем царской власти в обширном Арзамасском уезде, который охватывал целиком или частично, территорию 11 районов современной Горысонской области.
Уезд состоял из двух неравных частей. Западная, лесная, расположенная по левому берегу р. Теши, называлась Утишье. Она имела более плотное население с большим процентом русских крестьян. Восточная, безлесная часть в бассейне р. Пьяны носила название Залесья. Здесь наряду с коренным мордовским населением и русскими жили татары.
В административном отношении уезд делился на 5 станов: четыре из них были в Утешье (Подлесный, Иржинский, Тешский, Ичаловский), а один стан - все Залесье.
Управление большим уездом требовало соответствующего аппарата. Делами посадского населения ведал выборный посадский староста, судебными – губной староста.
Большую роль в социально-экономической и духовной жизни феодальной России играли монастыри.
Старейшим в Арзамасе был Спасский мужской монастырь. Сначала все постройки Спасского монастыря были деревянными, но в первой половине XVII в. их начали заменять каменными. Соборная монастырская церковь Преображенья, построенная в 1634—1643 гг., сохранилась (без колокольни) до нашего времени и является древнейшим историческим памятником Арзамаса. Монастырь окружала высокая каменная стена. В челобитной арзамасского духовенства, написанной в НИМ г., говорится, что «Спасский Преображенский монастырь церквами и утварью церковного, и строением монастырским, и оградою каменного украшен, и вотчинами, и крестьянами изобилен». Спасскому монастырю принадлежали села Кирилловна, Березовка и д. Мельничная (Ивановка). При них имелись пахотные земли, сенокосные луга и «мельница немецкая на реке Теше об одном колесе, безоброчна».
Царская власть оказывала постоянное внимание монастырям. И конце XVI в. при храме Николая-чудотворца был основан Николаевский женский монастырь, расположенный на центральной площади города. В 1606 году царь Василий Шуйский пожаловал ему «на свечи, па ладан и на вино церковное» мельницу возле р. Соловейки и покосы на 150 копен сена. При Алексее Михайловиче, когда монастырь пострадал от пожара, ему были даны деньги на постройку нового храма.
Фото снизу А. Асафьева