Качество гарантируется
В последнее время расхожим стало выражение: «Нас знает весь мир...» Что же касается Арзамасского машиностроительного завода, то это действительно так. И в просторном кабинете Д.В. Будникова, заместителя исполнительного директора по реализации и маркетингу, если немного «включить» фантазию, можно будто въявь увидеть и джунгли Южного Вьетнама, и рафинированные трассы Венгрии и Чехии, и прокаленные солнцем пески Судана и Алжира...
Д.В. Будников. Основная продукция завода — военная техника. Потребители — наши силовые ведомства и многие страны мира.
Любой контракт не ограничивается только непосредственно поставкой техники. Это и сервис, это и обучение специалистов, это и гарантийное и послегарантийное обслуживание, то есть это целый комплекс работ. Наши специалисты выезжают к заказчику — проводят наладку, подготовку к эксплуатации нашей продукции, обучение местного персонала. Вообще мы готовы к обслуживанию машин от момента «рождения» до утилизации. Сервис таким и должен быть. Мы готовы все взять на себя.
Реализация гражданской продукции диктуется и регулируется рынком.
Мы производим запасные части к автомобилям ГАЗа, поставляем их на конвейер. Продаем запчасти и на свободном рынке. Нашу продукцию знают как составную часть автомобилей ГАЗа. Это первое. Второе: мы изготавливаем и продаем автофургоны — изотермические, хлебные, для перевозки мороженого и т.д. Они продаются тоже по всей России, есть и поставки на экспорт.
Что касается военной техники — тут своя специфика. Силовые ведомства страны должны нам за поставленную продукцию за несколько лет. Всем известны армейские финансовые проблемы. Но, несмотря на эти проблемы, наше предприятие продолжает поставки. Совместно с ОАО
«ГАЗ» мы разрабатываем новые модели бронетехники и производим модернизацию существующих образцов.
Продукцию мы поставляем качественную, серьезных рекламаций не бывало. Работаем стабильно.
Сейчас мы формируем «портфель заказов» на 2003 год, на перспективу. Собственно, и международные выставки, в которых мы принимаем участие, — это капиталовложение в будущее завода. Надо не ждать заказчика, а идти к нему, «стучаться в дверь» и заявлять о себе, убеждать в превосходстве продукции нашего предприятия.
Старостин Александр Михайлович — работает на заводе с 1974 года. После окончания Горьковского политехнического института и службы в армии поступил на завод мастером, и с тех пор вся жизнь связана с заводом.
Прошел многие ступеньки служебной лестницы — работал и технологом, и начальником цеха, и заместителем генерального директора.
С приходом новых экономических условий и подходов в нашу жизнь понял, что знания, полученные в конце 70-х, уже не отвечают этим повышенным требованиям. Поступил в Нижегородский институт менеджмента и бизнеса и без отрыва от производства получил второе высшее образование.
Более 10 лет Александр Михайлович возглавляет службу внешнеэкономических связей на заводе.
Завод сполна переживает все «прелести» перестройки и связанное с ней разрушение ВПК страны. Однако завод сумел выжить и сохранить уникальное производство армейских колесных бронетранспортеров.
Деятельность завода носит плановый характер. И даже в условиях нестабильности составляются, а при необходимости корректируются и текущие, и перспективные планы. Если не вдаваться в подробности, то это изучение внутреннего и внешнего рынков, реструктуризация производства, подбор высокопрофессиональных менеджеров, а также лоббистские усилия в органах власти различного уровня.
До начала 90-х годов XX века завод ежегодно имел солидный государственный оборонный заказ, который позволял стабильно работать и не особенно задумываться о рынках сбыта своей продукции. С развалом российской экономики государственный заказ стал резко уменьшаться. В дальнейшем в некоторые годы он был даже «нулевым». В этих условиях единственной возможностью сохранить уникальное производство стал внешний рынок. В политике большинства развитых государств торговля оружием остается одним из ключевых вопросов. Работа заводского руководства по продвижению спецпродукции на внешний рынок и полученные в связи с этим заказы позволили не просто удержаться «на плаву», но и создать за счет «военных» денег многие производства народнохозяйственного назначения. Область маркетинга вооружений обладает весьма существенной спецификой.
Внешнеэкономическую деятельность предприятие осуществляет как самостоятельно, так и при посредничестве своего делового партнера — Федерального государственного унитарного предприятия «Рособоронэкспорт».
Регулярное участие в международных выставках и ярмарках способствует расширению опыта и установлению прямых связей с зарубежными компаниями. За последние годы заводская продукция была представлена на следующих выставках: Анкара (Турция), Абу-Даби (ОАЭ), Париж (Франция), острова Ланкгави, Куала-Лумпур (Малайзия), Манила (Филиппины), Дели (Индия), Патайя (Таиланд), Брно (Чехия).
Завод постоянно принимает участие в российских выставках вооружений и военной техники (Н.Новгород, Омск, Н.Тагил, Москва).
За высокое качество продукции, в том числе поставляемой на экспорт, ОАО «АМЗ» награждено многими призами и дипломами различных международных выставок и ярмарок.
Успешному продвижению спецтехники на внешний рынок способствует участие завода в тендерах как с натуральными образцами, так и участие в тендерах документов. Небольшой коллектив работает в департаменте внешнеэкономических связей, поэтому общий результат работы во многом зависит от вклада каждого. Хорошие специалисты своего дела — А.С. Баженов. Э.Г. Усманов, Д.М. Клюев, Е.В. Забаронак и другие — с большой долей ответственности делают очень нужную для завода работу.