ГАЗ-2330 «Тигр»
СТС «Тигр» (ГАЗ-2330) — многоцелевой внедорожник, разработанный в России, производимый на ОАО «АМЗ», нередко путается со своим прототипом армейской модификацией ГАЗ-2975. В настоящее время каждый желающий, имеющий необходимую сумму денег, может купить тигр гражданской модификации, который будет выполнен на ОАО «АМЗ» по отдельному заказу.
Разработки автомобиля «Тигр» были начаты предприятием ОАО «ГАЗ» в результате заказа сделанного компанией Bin Jabr Group Ltd (ОАЭ), которая инвестировала в проект около шестидесяти миллионов долларов. Несмотря на то, что представленные на выставке IDEX-2001 автомобили произвели положительное впечатление на заказчика, контракт на поставку машин так и не был подписан, а чуть позже арабо-иорданская компания Advanced Industries of Arabia, 80% акций которого принадлежит BJG, начала разработку бронеавтомобиля Nimr, во многом схожего с «Тигром».
Тем не менее, проведенные работы привели к появлению у предприятия готовой к серийному выпуску машины. На ОАО «ГАЗ» были выпущены автомобили новой серии – с измененным интерьером и внешним дизайном. Именно эти машины ГАЗ-2330 «Тигр» были продемонстрированы на выставке военного вооружения MIMS 2002 года.
Специалисты СОБР, куда поступили на испытания два первых опытных образца, проявили интерес к данной машине, в результате чего МВД РФ сделало первый заказ на их партию. После этого производство автомобиля «Тигр» было начато на Арзамасском машиностроительном заводе, тогда как на ОАО «ГАЗ» их производство было прекращено.
Основным предназначением автомобиля является перевозка людей и грузов в условиях бездорожья и по обычным дорогам. Конструкция машины состоит из шасси, на котором располагаются основные агрегаты и цельнометаллический кузов с пятью дверями, оснащенный грузовым отсеком. Автомобиль рассчитан на транспортировку 4-х человек и полторы тонны груза. Также существует армейская и полицейская версии машины с трехдверным корпусом, которая позволяет перевозить от шести до девяти человек и 1,2 тонны груза.
Стандартная комплектация автомобиля:
• независимая торсионная подвеска,
• гидроусилитель руля,
• электрическая лебёдка,
• автоматическая подкачка шин, оснащенная электронным управлением,
• колёсные редукторы,
• раздаточная коробка, позволяющая осуществлять блокировку межосевого дифференциала,
• предпусковой подогреватель.
Кроме того, на автомобиль может быть оснащен кондиционером, аудиосистемой, электростеклоподъёмниками, независимым отопителем и антиблокировочной системой.
Некоторые элементы конструкции, такие как межколесные дифференциалы, подвеска колес на сдвоенных рычагах, система подкачки колес взяты у БТР.
Корпус бронированной версии машины изготавливается из термообработанных бронелистов, толщина которых составляет пять миллиметров. Прочность бронированного кузова вполне позволяет обойтись без использования отдельной рамы, как это сделано на БТР-ах, однако с целью унификации кузов был сделан съемным, что позволило устанавливать на шасси различные типы кузова – бронированные, пассажирские, имеющие грузовую платформу, закрытые.
Существует несколько модификаций «Тигра», основным различием между которыми является класс баллистической защиты, наличие в крыше машины люков или кронштейнов для крепления оружия и некоторые другие особенности.
В 2010 Арзамасский машиностроительный завод сообщил о реализации гражданской версии «Тигра», стоимость которой находится в диапазоне от ста тысяч долларов. Предполагалось, что стоимость машины будет уменьшена с выходом ее в массовое производство, однако на данный момент небольшое количество желающих купить Тигр так и не позволило это сделать. На данный момент Арзамасский машиностроительный завод производит гражданскую модификацию Тигра по индивидуальным заказам.