Модернизация БТР: воплощение в реальность
В начале декабря на ОАО «Арзамасский машиностроительный завод» завершилась сборка двух образцов бронетранспортеров – БТР-82 и БТР-82А. Эти машины созданы на базе отлично зарекомендовавших себя БТР-80 и БТР-80А.
– Решение о проведении модернизации бронетранспортеров БТР-80/80А, существенно улучшающей их тактико-технические характеристики, было принято в конце прошлого года, – комментирует заместитель технического директора по развитию Юрий Майоров. – Новые БТРы изготовлены в рамках реализации совместной программы Главного автобронетанкового управления МО РФ и ООО «ВПК». Головными исполнителями являются ОАО АМЗ и ООО «Военно-инженерный центр».
Выполняя данное решение с февраля 2009 года, Военно-инженерный центр начал проводить разработку конструкторской документации (КД) на новую машину, а уже в июле на АМЗ началась работа по изготовлению деталей и узлов.
Отличает новые изделия от своих предшественников многое. Во-первых, это двигатель, – отмечает Ю. Майоров, – Специалисты завода «КамАЗ» специально под комплектацию нового БТРа изготовили для АМЗ 300-сильный дизель. Дополнительные 40 л.с. заметно прибавили машине резвости. Мы изменили подвеску, проведя унификацию устанавливаемых колесных редукторов.
Изменениям подверглись ведущие мосты. В отличие от своих предшественников они имеют 100%-ную принудительную блокировку, что существенно повышает проходимость машины в условиях бездорожья. Мы доработали раздаточную коробку, чтобы избежать преждевременного выхода из строя шестерен и увеличить их ресурс.
Для обеспечения жизнедеятельности экипажа на стоянке, когда двигатель машины выключен и нет возможности длительного использования электроэнергии аккумуляторной батареи, в данной конструкции предусмотрена вспомогательная силовая установка, обеспечивающая электропитанием все системы автомобиля. При этом не расходуется моторесурс основного двигателя и существует возможность вывести электропитание за пределы борта БТРа.
На машине установлена радиостанция Р-168 нового поколения, где улучшено качество связи, появилась возможность вести передачу с двумя абонентами и многое другое.
Для сохранения жизни экипажа на корпус машины внутри установлена антиосколочная защита, которая задерживает осколки, проникшие внутрь, и при этом помогает избежать поражения экипажа.
Изюминкой этой техники стало вооружение. Все специалисты знают, как нужен бронетранспортеру, особенно имеющему в комплектации пушку, современный стабилизатор, позволяющий вести огонь на ходу. Многократные выставки вооружения, которые проходят и в России, и за рубежом, подтверждают необходимость наличия башни с такой опцией.
Работа по сборке первых двух образцов завершена. На первую декаду декабря АМЗ запланирован ряд показательных мероприятий, которые позволят еще раз подтвердить правильность выбранного направления. Далее предстоит провести весь комплекс работ по приемо-сдаточным испытаниям, устранению выявленных замечаний. С января по июнь 2010 года по утвержденному графику должны пройти государственные испытания машин, по результатам которых новые БТР-82 и БТР-82А будут приняты на вооружение.