Первые водители
Н.А. Погодин. Пришел я на завод 30 октября 1968 года.
А.В. Перетрутов. А я на год с небольшим позднее — 14 января 1970 года.
Н.А. Погодин. Я пришел — ничего еще не было: ни стройки, ни цехов... А было заводоуправление на улице Коммунистов, дом 21. И отдела кадров не было. Принимали нас на работу лично Виктор Алексеевич Шилов и Нина Ивановна Корева.
А.В. Перетрутов. Да, она тогда была за всех: и секретарь, и отдел кадров, и кассир. Но главный бухгалтер, главный технолог уже были, а также зам. директора по капитальному строительству. Вот при нас и начиналось тогда строительство.
Н.А. Погодин. Начал я разнорабочим. Как-то пошел на прием к Виктору Алексеевичу, он и говорит: «Пока поработай, а потом пошлем учиться в Горький, шофером будешь!» Мы же молодые были все, конечно, специальность надо получать. А я еще и не хотел на шофера-то идти учиться, но убедили. И вот сколько лет за рулем — не жалею.
А.В. Перетрутов. Я водителем и до того уже работал. Почему пришел сюда? Во-первых, интересно было. Новая, такая большая стройка! Ну и свой интерес был — жилье обещали дать. И слово сдержали — получил квартиру.
Н.А. Погодин. Да, тут соединились у нас и романтика, и польза: жилье было большой проблемой. В первом же доме, что завод построил, получил и я квартиру. Работал на легковой машине, больше замдиректора по капстроительству возил. Пришлось «помотаться» по всем участкам, по всем точкам! Ни суббот, ни воскресений, ни праздников не знали. Надо — значит надо! Что говорить — нелегко было! Только бегать с места на место не привыкли, да и завод притягивал к себе, что ли.
А.В. Перетрутов. Наше поколение привыкло к работе по-серьезному относиться, ценить свою работу.
Н.А. Погодин. Вот 34-й год дорабатываю, все в транспортном цехе. И Саша тоже. Но теперь я на грузовой, ГАЗ-3307. И в Выксу, и в Нижний, в Казань рейсы часто бывают, продукцию отвозим и для завода оттуда что-либо везем.
А.В. Перетрутов. А я теперь на самосвале, на КамАЗе. И в карьере работать приходится, и по заводу: смотря какая заявка. Раньше по всему Союзу поездил, конечно, не на самосвале. Тогда у меня бортовой МАЗ был. Металла много возил.
Н.А. Погодин. Вот уже 30 лет с лишним на работу идем к семи часам, а там уж какой рейс выпадет. Может, здесь, а может, в другой город. И жены привыкли, что мы никогда не знаем, когда домой вернемся. У меня и сын Андрей шоферскую профессию выбрал.
А.В. Перетрутов. А у меня два «экземпляра»: Станислав и Владимир — сварщики, но «права» шоферские оба имеют.
Н.А. Погодин. Много лет прошло, но первые годы на заводе, время строительства вспоминаем часто. И воспоминания только самые хорошие. А самое радостное все-таки — получение квартиры.
А.В. Перетрутов. Да, у меня так же. Много хорошего вспоминается, но получение квартиры — особая статья. И работать было интересно. Поступало много новой техники. Да мы всегда на работу шли и сейчас идем с удовольствием.
Н.П. Панов. Я тоже на заводе с 1969 года. Помню, когда начинал работать, зима была, снегу навалило! И вот сначала снег расчищали и увозили. По традиции мне, можно сказать, профессия досталась. Старшие братья были шоферами: Иван Павлович (в финскую войну погиб) и Алексей Павлович (28 мая 2002 года похоронили). Нравилась мне шоферская работа, а в деревне тем более она завидной была — все на лошадках, а тут такие машины сильные! Мы из Водоватова. А в Арзамас уже после армии приехал, в 1951 году. Я еще и до завода успел поработать: в Арзамасе и электричество проводил, и газ. Из армии вернулся шофером 1-го класса, такие везде были нужны. Ну, на мое счастье (я так считаю), началась вот эта большая стройка. И на высоковольтке поработал. А машины были ГАЗ-51, ГАЗ-93.
Свой «газон» на стройке завода до сих пор помню. Новая была машина, с конвейера, «с иголочки». А когда на заводе уже пускали производство, я самый первый возил амортизаторы на автозавод в Горький. Это была наша первая продукция, первые изделия. Василий Павлович Яшин тоже ездил, царствие ему небесное, хороший мужик был! Вообще в Горький ездил постоянно, почти ежедневно. И работали, не считаясь со временем. Честно скажу — душу вкладывали в работу. На ГАЗ-66 работал — единственная такая машина была на заводе. Пришел панелевоз первый - интересно было на нем поработать. Попросил свое начальство, то — «пожалуйста!». И на нем работал. Плиты, перекрытия возил: завод начал жилые дома строить. Вообще мне как-то везло. Удалось поработать на разных машинах, это же интересно! После панелевоза сел на самосвал ЗИЛ. Пришли новые МАЗы - перевели на МАЗ, тоже по моей просьбе. А там появились КаМАЗы — еще новее, еще лучше! Руки, что называется, чесались, так хотелось сесть за руль КамАЗа. И опять пошли навстречу моей просьбе, работал и на этих машинах. А заканчивал работу на ЗИЛ-555, № 08-98. Вот на нем — до пенсии. Я очень доволен, что работал на этом заводе. Отдал ему лучшие годы жизни, жил его интересами — и не жалею. А сейчас меня приглашают на заводские праздники. Если обращусь с просьбой помочь по хозяйству (живу в частном доме), то никогда нет отказа. Я очень благодарен. У меня и медаль есть «За трудовую доблесть» — на заводе заработал эту правительственную награду. А Почетных грамот и не сосчитать. И на Доске почета моя фотография не раз бывала. Два сына выучились на водителей. Владимир так и работает на машине.
Десять лет я на пенсии, но завод не забываю. Хорошо работалось! Это же здорово — делать что-то на пользу людям! Какой заводище подняли! С нуля!
И в дальние рейсы я любил ходить. Кто-то не хотел, а я с радостью. Машина, дорога — это часть моей души. И до сих пор снится мне моя работа, будто я снова в рейсе.
Я со слезами уходил на пенсию, но пришлось оставить работу по болезни. Часто снится мне, что опять иду на работу. В рейс ухожу...