Повышение производительности труда
В 1955—1957 гг. началась интенсивная механизация производственных процессов. На предприятиях города было установлено 278 единиц нового оборудования, механизировано 225 производственных процессов, внедрено 667 рационализаторских предложений, которые дали 1 млн 200 тыс. руб. годовой экономии7. В результате всей этой организационно-технической работы значительно вырос уровень механизации производственных процессов, повысилось качество продукции. За 1954—1957 гг. промышленностью было освоено свыше 100 новых видов изделий, в том числе довольно сложное оборудование для войлочной промышленности, сельского хозяйства.
В борьбе за повышение производительности труда и технический прогресс неисчерпаемым родником в годы пятой и шестой пятилеток было социалистическое соревнование, которое помогло промышленности города досрочно выполнить задание пятой пятилетки.
Железнодорожники за один только 1958 г. перевезли сверх плана 764 тыс. т груза, отправили на 700 тяжеловесных поездов больше, чем в 1957 г. Правительство по достоинству оценило труд арзамасских железнодорожников: за долголетнюю и безупречную работу 35 из них были награждены орденом Ленина, 32 — орденом Трудового Красного Знамени, 5 — орденом «Знак Почета». В числе награжденных были ветераны труда: электромеханик П.А. Старшов, машинист паровозного депо И.А. Худяков, работник этого депо Ф.И. Шуров и др. Железнодорожный узел играл все большую роль в обработке транзитных грузов на одной из важнейших магистралей страны. Через Арзамас осуществлялись основные экономические связи г. Горького с южными районами области, сюда стягивалось большое количество грузов (главным образом сельскохозяйственных) перед отправкой их преимущественно в районы Волго-Окского междуречья. Отсюда же рассредоточивались различные промышленные товары. Это привело к созданию в районе станции Арзамас-2 межрайонных отраслевых оптовых баз, а в городе — автотранспортного предприятия облпотребсоюза.
Начало автобусному сообщению в городе было положено лишь в конце четвертой пятилетки. Первый маршрут был от центра города до станции Арзамас-2. В январе 1953 г. открылось автобусное движение от площади Ленина до станции Арзамас-1 и до с. Красного. В 1955 г. было создано автопассажирское хозяйство, а через три года по 20 маршрутам автобусами и такси было перевезено около 50 млн. пассажиров.
Арзамасцы всегда с пониманием относились к нуждам тружеников села, оказывали им материальную помощь, помогали в страдную пору убирать выращенный ими урожай.
После сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС, разработавшего программу крутого подъема сельского хозяйства, обстановка требовала организации всесторонней помощи колхозам района. Горком партии наметил тогда целую систему мероприятий по укреплению связей с подшефными хозяйствами села, в частности изыскивали дополнительные возможности городских предприятий по выпуску продукции, необходимой для сельского хозяйства. Механический завод, учебно-производственные мастерские техникума механизации и электрификации сельского хозяйства стали выпускать оборудование для механизации трудоемких процессов на животноводческих фермах. Много было сделано и на других предприятиях города по обеспечению колхозов и совхозов материалами, транспортом и специалистами для работ по сплошной электрификации района. Эти работы начались в 1954 г. и проводились быстрыми темпами Арзамасской строительно-монтажной конторой Сельэлектрострой (начальник А.Ф. Горьев). «Арзамасская правда» 1 апреля 1954 г. в качестве примера помощи городских организаций селу сообщила, что силами рабочих механического завода в колхозе «Память Ильича» (с. Ленинское) построена электроподстанция, сделана электропроводка на животноводческих фермах.
Партийные организации и рабочие коллективы предусматривали материальную помощь подшефным колхозам за счет внутренних резервов производства, а также помощь в налаживании массово-политической работы и т. д.
Для укрепления кадров арзамасская партийная организация весной 1955 г. направила на постоянную работу в МТС и колхозы области 20 коммунистов.
По призыву партии и правительства сотни арзамасцев уезжали на освоение целинных и залежных земель Казахстана, Поволжья и Западной Сибири. Студенты педагогического института и техникумов летом помогали целинникам в уборке урожая. За ударную работу по уборке урожая 1958 г. комсомольской организации техникума механизации и электрификации сельского хозяйства была вручена Почетная грамота ЦК ВЛКСМ.