На конвейере — бронетранспортеры
Родина Александра Сергеевича недалеко от Арзамаса, шестьдесят верст, село Иваново. В Арзамас приехал после окончания института, службы в армии и двухлетней работы инженером-технологом в Дзержинске. Горьковский политех окончил в 1971 году. С детства тянуло к машинам, к серьезной технике. Добился исполнения мечты — стал инженером. И вот — четверть века работы на крупном машиностроительном предприятии. Возглавляет очень сложный участок работы.
А.С. Сайгушев. Вопросы, решаемые службами главного инженера, разнообразны и главными на сегодня являются: подготовка производства новых изделий, обеспечение соответствующего уровня качества выпускаемой продукции, бесперебойного энергоснабжения завода и значительной части г. Арзамаса, снабжение запасными частями и инструментом подразделений завода, восстановление, ремонт и модернизация имеющегося оборудования.
Одна из главных сегодняшних проблем завода — состояние станочного парка, основная часть которого отработала более 20 лет, и необходимы очень значительные усилия со стороны цехов, эксплуатирующих это оборудование, и подразделений, ответственных за техническое состояние (ОГМ, РМЦ, ОГЭ, ЭРЦ), отдела промышленной электроники, чтобы обеспечить требуемую точность и надежность.
Разработчиком всей боевой техники, производимой заводом, является конструкторский отдел серийных автомобилей ОАО «ГАЗ» — единственный конструкторский коллектив в России, способный проектировать и доводить до принятия на вооружение колесные бронетранспортеры, отвечающие современным требованиям.
На заводе есть небольшой конструкторский отдел, занимающийся разработкой средств механизации, автомобильных фургонов различного назначения, автомобильных узлов, товаров народного потребления.
Несколько лет назад отдел активно занимался разработкой различных видов ТНП. Убедились, что их производство небольшими сериями, без серьезной подготовки производства, нерентабельно, и приостановили работы в этом направлении.
В 2002 году конструкторский отдел ОАО «АМЗ» получил лицензию на разработку военной техники, и его основная задача — начало работ в этом направлении. Первый шаг сделан: недавно наши конструкторы закончили работы по модернизации БРДМ-2 (бронированная разведывательно-дозорная машина), которая была снята у нас с производства в 1989 г. Опытный образец этой машины проходил испытания в одном из военных институтов.
Сегодня у наших конструкторов нет такого опыта, знаний, материальной базы, авторитета, преемственности, традиций, численности, которыми обладают газовские конструкторы, поэтому работать они могут пока под контролем и руководством «старшего брата».
Народное хозяйство, в том числе промышленность, и в большой степени — «оборонка», пережили трудные времена, печально известную конверсию... Как можно оценить состояние завода сейчас? Главному инженеру это известно досконально.
А.С. Сайгушев. Бизнес-план этого года обеспечивает нормальную загрузку всех производственных подразделений. Практическая работа идет по этому бизнес-плану, больших отклонений нет. «Кормит» завод БТР-80, он и позволил «выжить» в трудные времена. Но он начинает морально устаревать, хотя еще и пользуется большим спросом как у нас во всех силовых структурах, так и за рубежом. Но он в производстве 16 лет! Срок долгий. И сейчас мы стоим на пороге, можно сказать, технического скачка — выпуска новой номенклатуры боевой техники. Принципиально новой! Идут работы по новому высокомобильному, многофункциональному бронированному автомобилю «Водник». В нем меняется задний модуль, в зависимости от этого машина может быть или чисто транспортной, или боевой, или это машина связи, или штабная машина — вариантов много. Первая опытная промышленная партия выпущена, сейчас идет выпуск второй промышленной партии. Проходят испытания, к концу года машина должна быть официально принята на вооружение. Испытания проходят в Северо-Кавказском военном округе, в реальной боевой обстановке. Замечания от военных, конечно, есть; они все устраняются, и машины второй партии значительно отличаются от первых образцов. Перспективы по машине хорошие.
Главная задача, а пока что и особые заботы — сборка первых образцов БТР-90. Это боевая техника XXI века, в ней заложена принципиально новая концепция. Это практически танк на колесах. Кстати, сейчас очень остро стоит вопрос, за какой боевой техникой будущее — колесной или гусеничной. Очень много плюсов в пользу колесной. Диапазон использования БТР-90 — очень широкий, это многоцелевая машина.