Кузница кадров
Сорок лет — очень небольшой срок, меньше жизни одного поколения. А если каждый день, каждый час наполнен заботами завода, которому ты отдал эти десятилетия? Сколько вместилось в этот отрезок радостей и горестей, неудач и стремительных взлетов, поисков и находок! А когда ты знаешь, что завтра рабочую эстафету из твоих рук примут молодые, талантливые, задорные, то можно с чувством законной гордости сказать: «Я — арзамасский приборостроитель!»
Да, такая слава прочно закрепилась за заводом в городе и области. Десятки талантливых и умелых приборостроителей стали руководителями различных рангов, им доверено право возглавлять производственные и научные коллективы, определять, стратегию развития отрасли в масштабах города. Но все они помнят, что путевку в жизнь дал им завод.
Бытовал в стране когда-то очень популярный и в общем-то правильный лозунг «Кадры решают все!» Ну, если не все, то очень многое, считают заводчане. Буквально по крупицам собирался опыт подготовки кадров, который долгие годы являлся хорошо отлаженной системой.
Когда предприятие твердо встало на ноги и стало выпускать более сложные изделия, понадобились рабочие высокой квалификации, инженеры, технологи. Ведь приборостроение - это отрасль, которая базируется на новейших достижениях науки и техники. При изготовлении надежных сложных приборов используются радиоэлектроника, новейшие материалы, современные технологические процессы. И поэтому заводчане поставили перед собой задачу уже со школьной скамьи обучать молодежь рабочим специальностям. Предприятию нужны были квалифицированные станочники — токари, фрезеровщики и т.д. Тогда было решено в нижнем этаже институтского здания разместить учебный цех по подготовке станочников. С завода выделили несколько десятков металлорежущих станков, направили туда опытных учителей-наставников. Учебный цех долгое время был хорошим подспорьем в воспитании кадров.
Еще одной ступенью в подготовке кадров стало созданное руководством завода техническое училище. Горсовет передал для этих целей здание, в котором прежде размещался лесной техникум. Возглавил училище А.П. Кирбитов, проявивший себя как деловой руководитель, легко находящий общий язык с молодежью. Благодаря отлаженной работе из училища вскоре начали поступать на завод хорошо обученные кадры - токари, фрезеровщики, слесари-инструментальщики и слесари-сборщики авиационных приборов. По указанию П.И. Пландина за каждой службой училища постоянно закрепили отдельный цех завода, который был обязан оснащать его всем необходимым. Молодежь проходила обучение на деталях, изготавливаемых на заводе. Это сокращало время подготовки станочников-операционников в механических цехах, когда они непосредственно приходили на производство. А вот как происходило рождение института. При реорганизации Арзамасской области заводу, кроме ряда зданий, был передан строящийся объект, где предполагалось разместить облисполком. Успели выполнить только фундамент, или как говорят строители «нулевой цикл». В Москве заказали проект здания для обучения кадров. П.И. Пландин лично следил за ходом строительства, он любил бывать на новых строящихся объектах, помогал, поэтому работы велись оперативно. В это время на завод приняли преподавателя техникума механизации З.Я. Гуревича. Он должен был возглавить учебно-производственный комбинат при заводе (УПК), здание которого строили на площади 1-го Мая. Там же должны были разместить факультет подготовки и переподготовки инженеров, техников и рабочих-станочников. З.Я. Гуревич, назначенный начальником отдела подготовки кадров, обязан был укомплектовать его инженерно-техническими работниками. Заручившись ходатайствами городского совета и горкома партии, руководства завода, Зиновий Яковлевич направился в Горьковский политехнический институт. Через три дня он вернулся с приказом ректора этого ВУЗа о создании в Арзамасе при приборостроительном заводе вечернего консультативного факультета подготовки и переподготовки инженеров. Решение явилось очень важным для развития предприятия, поскольку можно было обучать инженерному делу местных жителей, молодежь, работающую на заводе. Тот, кто выходил на смену днем, мог заниматься в институте вечером, а работники второй смены учились днем.
Обучение, как и запланировали, являлось заочным. Из Горького приезжали преподаватели-консультанты и проводили занятия. Но этого было недостаточно, задумали организовать очный вечерний филиал института. Представители его руководства приехали на завод, осмотрели готовое здание на площади 1-го Мая. База им понравилась. Договорились о подготовке инженеров-технологов по холодной обработке металла, только необходимо оборудовать учебные лаборатории и аудитории.
Не прошло и месяца, как все было готово. Представители политехнического института приняли корпус, и молодежь начала учиться. Руководителем филиала назначили А.В. Жукова, работавшего главным механиком завода. Он развернул кипучую деятельность и менее чем через полгода привез приказ ректора института о создании дневного отделения филиала. Лекции по-прежнему читали приезжающие из Горького преподаватели. Но Александр Васильевич поставил задачу создать свой преподавательский коллектив, и это ему удалось. Пришло время, и в филиале института появились свои кандидаты наук, доценты. Шефство цехов и отделов над институтом не прекращалось, лаборатории постоянно оснащались всем необходимым, укомплектовывались учебными пособиями. Многое в учебном процессе делалось для пользы и удобства заводчан. На предприятии работало около 50 человек с незаконченным высшим образованием или с высшим техническим, но не заводского профиля. А.В. Жуков создал для них две группы со сроком учебы три года вместо пяти с половиной.
Пришло время, когда на заводе положение с инженерными кадрами улучшилось, но это были специалисты по холодной обработке металла, а нужны были и электронщики, и прибористы-авиационники. Тогда П.И. Пландин и А.В.Жуков отправились в Московский авиационный институт с предложением и ходатайством из области о прикреплении к нему Арзамасского института. Ректор МАИ дал согласие открыть в Арзамасе на базе имеющегося филиала политехнического института свой филиал с несколькими специальностями, охватывающими весь объем нашего производства. Это явилось большой удачей. Завод был обеспечен высшими инженерными кадрами на долгие годы.
Со временем предприятию понадобились и техники-прибористы. И вновь отправились представители руководства в Москву с ходатайством и расчетами. Через неделю хождений по кабинетам вопрос об открытии при заводе приборостроительного техникума был решен. Было принято соответствующее постановление Госплана, выделены деньги на строительство. Директором техникума назначили П.П. Галкина, ранее работавшего прокурором города. Он сумел организовать прекрасное учебное заведение, которое обеспечило завод грамотными техниками-прибористами. Выпускники техникума, как правило, занимали должности мастеров, технологов, сборщиков и регулировщиков сложных приборов и систем. А учитывая, что два учебных заведения не только соседствуют, но и обучают родственным специальностям, многие выпускники техникума поступали в филиал МАИ для получения высшего образования.