Дальнейшее развитие
Приборостроительный завод оказался одним из немногих в бывшем МАПе, который не останавливался, а постоянно находясь в поиске, выбирал свои пути развития. За счет каких средств осуществлялась грандиозная перестройка завода? В первую очередь использовались собственные средства. До 1993 года существовал фонд развития, из которого можно было тратить деньги на реконструкцию цехов и служб завода и покупку оборудования. Был соблазн направить эти средства на строительство объектов соцкультбыта и др. Но руководство завода предвидело, что наступают иные времена, и многое зависит от того, с какими основными фондами, с какой номенклатурой предприятие войдет в рынок. Поэтому максимум средств стремились вложить в решение поставленных производственных задач. Еще одна трудность заключалась в том, что даже при наличии денег купить станок можно было лишь тогда, когда выделялись лимиты. Создали специальный отдел, который и занимался «выбиванием» лимитов на оборудование или доставал его иными способами. Вопросами оснащения завода занимался В.Г. Шишков, который много сделал в этом направлении. Грамотный, эрудированный специалист, он одним из первых принял новую концепцию развития завода и по мере сил осуществлял её на своем участке деятельности.
Вторым источником финансирования реструктуризации предприятия явились минфиновские кредиты. Были составлены бизнес-планы по развитию завода, а руководству пришлось приложить немало усилий, чтобы защитить его на многих уровнях, в том числе и на правительственном. Существенную помощь в этом вопросе оказал губернатор И.П. Скляров. Многие предприятия, получив подобные кредиты, пустили их на латание финансовых дыр (понять можно, инфляция съедала все оборотные средства, а источники пополнения нашими «идеологами рынка» не были предусмотрены).
На нашем заводе нашли возможность вложить кредиты в разработку, освоение и выпуск новых изделий. Результат получился неплохой — на каждый 1 рубль вложений — 6,37 рубля отдачи. Был заложен хороший фундамент под будущее благосостояние завода.
Все эти годы шла ломка сознания, в первую очередь руководства. Понимание объективных законов рынка приходило постепенно, знания черпали путем самообразования из газет, специальной литературы, поездок за рубеж. И, к сожалению, путем собственных просчетов. Много пришлось предпринять, освоить, исправить, прежде чем пришли к главному выводу: гарантией эффективности производства является выпуск продукции, пользующейся спросом у потребителя. Рынок ставит предприятие в условия конкуренции, заставляет приспосабливаться к спросу: выгодные сферы расширять, невыгодные сокращать. На рынке выживает только тот, кто соблюдает три его основных постулата: качественный товар, конкурентоспособная цена и сервис.
Исходя из этого приняли решение создать на заводе отдел маркетинга. Первая задача его сотрудников — находить потребителя на традиционно выпускаемую заводом продукцию (ротаметры, магнитофоны). Службу прикрепили к четырем ведущим производствам. При отсутствии знаний, опыта и связей нужно было проделать колоссальную работу по изучению рынка, спроса покупателей, поиску постоянных потребителей. И в том, что отдел маркетинга достиг определенных успехов, заслуга его руководителя В.Н. Гостева и сотрудников Л.В. Сорокиной, Н.П. Самойленко, М.С. Морозовой, М.И. Спицына. Правильно выбранная ими стратегия освоения рынка, а именно поиск и организация в регионах опорных баз — представительств АО «АПЗ» — позволили довольно быстро расширить сферу влияния на территории России и стран СНГ. А это помогло решить и другие задачи по ценовой политике, сервису. До 1994 года большой объем денег приносило на завод четвертое производство продажей магнитофонов. В развитие его вложили значительные средства. Но уже в 1995 году почувствовался резкий спад спроса на эту продукцию. Россию заполонили дешевые китайские, тайваньские магнитофоны. С болью вынуждены были принять решение о закрытии магнитофонного производства.
Рынок диктует необходимость постоянного обновления продукции. Сейчас выпускается уже шестая модель теплосчетчика, третья — газового, улучшаются параметры водосчетчика и расширяется их ряд по расходу. Запад далеко обошел нас в этом направлении. Наши счетчики газа не учитывали его давление в магистрали, температуру, а это приводит к погрешностям, лишним платежам, необъективному учёту потребленного газа. Ориентирование на создание приборов на российской радиоэлементной базе приводило к массовым отказам в процессе производства на заводе и у потребителей, т.к. российская электронная промышленность выпускает неконкурентоспособные радиоэлементы. Встала задача оснастить наши газосчетчики электронными корректорами. Если разрабатывать их самим, то потребовалось бы 5-7 лет для создания прибора. Обратились к западным фирмам (в частности немецкой фирме «Элстер») с предложением сотрудничества. Закупили у нее прекрасный корректор, адаптировали к своему счетчику. Получился неплохой и самый дешевый прибор. Зарубежные производители, поняв выгоду такого сотрудничества, оценив обязательность нашей стороны по платежам, предложили создать совместное предприятие (уставной капитал 50x50). Так было создано совместное предприятие «Газэлектроника», фирма успешно функционирует и развивается. Часть деталей заказывается заводу, что еще больше удешевляет изделия. Перспективы по внешнеэкономическому сотрудничеству у завода постоянно растут. Есть определенные планы по газовым регуляторам, ротационным счетчикам, по оснащению автоматических газораспределительных станций, промышленных и бытовых потребителей газа.