История Арзамасского приборостроительного завода со второй половины XX века
Весной 1957 г. было принято правительственное решение об упразднении Арзамасской области и присоединении ее территории к Горьковской области. Потребовалось немедленно трудоустроить более тысячи бывших работников областных учреждений. В результате коллектив строящегося завода получил возможность пополниться высококвалифицированными руководящими кадрами.
Руководство области и министерство приняли решение не дожидаться окончания строительства предприятии, а передать ему часть зданий, где размещались областные учреждения, и организовать на этих площадях серийное производство продукции. Горячее то было время. Приходилось справляться со множеством разных дел: вели строительство новых корпусом, реконструировали выделенные помещения, готовились к выпуску первой продукции — электродинамических карманных фонариков и кислородных приборов. Главк предложил передать арзамасцам один конвейер с ленинградского завода и первые месяцы получать детали оттуда. В реконструкции зданий помогали две бригады специалистов из Москвы. В то же время отправили в Ленинград первую группу рабочих для обучения.
А.П. Кирбитов вспоминает:
— В памяти отложился приезд к нам во второй механический цех опытного фрезеровщика из Ленинграда Алексея Шивриса. Это был профессионал высшего разряда, и освоение самых сложных по тем временам деталей поручалось ему. Он доказал, что специалист должен быть максимально снабжен мерительными приборами, режущими инструментами и оснасткой. Говорили, что он привёз с собой два чемодана со своей «инструменталкой». Зарплата его в 5-6 раз превышала заработок хорошего доморощенного производственника, но этот разрыв постепенно сокращался. Через 2-3 года Шиврис уехал в Кременчуг на какой-то строящийся завод. Но коллектив цеха был благодарен ему за то, что многому научил рабочих, нормировщиков и технологов.
Я, в то время рядовой станочник, верил, что завод, на котором мне посчастливилось работать после службы в армии, будет лучшим в городе. Многие мои сверстники прожили жизнь вместе с заводом. Здесь мы мужали, приобрели друзей, переженились на своих заводских девчатах, вырастили детей. И без завода, без коллектива приборостроителей многим из нас полноценной жизни быть не может.
Постепенно в разных частях города создали все необходимые для производства цеха. К тому времени был почти готов и один из новых корпусов завода. Там разместили штамповочно-прессовый участок, заготовительный и компрессорную.
Для освоения сборочных операций в Арзамас приехали рабочие и мастер из Ленинграда. И вот 22 мая 1957 года был собран первый электродинамический фонарик, за которым закрепилось ласковое название «жучок». Этот день по праву можно считать днем рождения маленького завода с большим будущим. Начинался он с двух токарных и двух фрезерных станков, штампового пресса... Но превратить его и хорошо оснащенное предприятие, выпускающее уникальные приборы, смогли люди, вложившие в спой завод силу, знание, умение, душу и сердце.
Вот они, первые ведущие специалисты, чьи имена известны не одному поколению заводчан: главный механик И.Я. Носов, энергетик С.С.Федяшин. Первые начальники цехов и отделов — Л.М. Васянин, Н.И. Филипчук, Е.И. Березкин, Н.И. Захаров, И.И. Комиссаров, мастер И.И. Перетокин. Хорошим пополнением стали выпускники Ленинградского приборостроительного техникума, пять инженеров, окончивших Горьковский политехнический институт, - Н.А. Трубин, Ю.И. Адалин, Г.И. Носов, B.C. Кузнецов, П.М.Сазонов. Вернулись из Челябинска арзамасцы И.В. Тутиков и А.И.Логинов.
Начинающему жизнь заводу пришлось пережить еще одно преобразование, В 1958 г. ликвидировались министерства, образоваося Высший совет народного хозяйства (ВСНХ СССР). Завод передали в управление, руководящее оборонными предприятиями, затем к нему присоединили строящийся рядом завод расходомеров, (его директор А.В. Жуков стал главным механиком объединенного предприятия). Через некоторое время на завод поступил заказ на первое авиационное изделие «ОРК-2» (объединенный разъем кресла летчика в самолете). Рабочие и инженеры ответственно отнеслись к этому узлу, освоение его помогло и становлению производственных процессов, и заводских кадров. О каждом новом изделии можно было бы рассказать целую историю, потому что все делалось впервые, и каждое, даже небольшое достижение было дорого. Бурорез для прокладки линий радио- и электропередач, люстры, фильмоскопы, стеклянные ротаметры... Все это — этапы трудового пути к сложнейшей авиационной и космической технике.
Когда ввиду болезни с завода ушел А.И. Стафеев, его сменил па посту директора Д.С. Огородников, ранее возглавлявший сборочный цех Горьковского авиационного завода. Это был деловой, опытный работник, но очень скоро Дмитрий Сергеевич серьезно заболел, и его не стало.
5 ноября 1957 г. прибыл на завод новый директор Павел Иванович Пландин. Родом он был из г. Козьмодемьянска на Волге. Начинал трудовую деятельность на Горьковском автозаводе подручным на ковке коленвалов для автомашин. Был мастером цеха, главным контролером на агрегатное заводе в Перми, главным инженером на Павловском агрегатном заводе. Все знали Его требовательным, энергичным и дальновидным руководителем, талантливым организатором. Он никому не прощал безделья, но ценил профессиональные достоинства. Строгость сочеталась в нем с удивительными душенными качествами. Три десятилетия возглавлял завод Павел Иванович до самой своей кончины. За высокие производственные достижения отмечен Ленинской премией, награжден орденам Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени. За эти десятилетия не только завод достиг своею расцвета, но и город заметно преобразился, благодаря постоянно ведущемуся заводом строительству жилых домов, детских садов, учреждений учебного, бытового и культурного назначения. Решением горисполкома и горкома партии за большие заслуги перед жителями города одна из новых улиц названа именем П.И. Пландина.
Сейчас Арзамасский приборостроительный завод возглавляет Юрий Павлович Старцев, приехавший из г. Перми, где он работал главным конструктором на аналогичном предприятии. Арзамасскому заводу крайне необходим был тогда знающий дело главный конструктор, потому что производственные мощности росли, НО сдерживались из-за отсутствия эффективного конструкторскою отдела. Приход Ю.П. Старцсва помог решить эту проблему как нельзя лучше. Полому закономерно, что спустя годы именно он занял пост Генерального директора завода.
Но вернемся в конец 50-х годов. Желающих работать на новом заводе было много, поступить же на него мог далеко не каждый: у предприятия еще не хватало мощностей. И существовало суровое правило: больше одного человека из семьи на работу не принимали. Временные, приспособленные заводские помещения тогда были совсем далеки от совершенства. Ветераны рассказывают, в каких условиях изготавливался в тс годы газовый счетчик в «крепости» (корпус №2): в цехе темно, смрад и чад от пайки, под пенами вода...