Арзамасский район
Арзамасский районАрхив новостейКартаГалерея

Арзамасский машиностроительный завод

Арзамасский машиностроительный завод

Арзамасский машиностроительный завод АМЗ – одно из наиболее активно развивающихся предприятий города Арзамаса. Когда его продукция показывается на улицах Арзамаса и Нижнего Новгорода, то практически всегда вызывает живейший интерес у прохожих. А уж в теленовостях ее можно видеть чуть ли не каждый день. То войсковые маневры показывают – и без БТРов пехоту к месту учений не доставишь, то в очередной «горячей точке» БТР прикрывает солдат и население от огня противника. Да, арзамасская бронетехника эффективно работает за пределами Нижегородской области и Российской Федерации. Ее охотно закупают многие армии мира. И даже некоторые страны НАТО имеют на вооружении бронетехнику, произведенную на нашем предприятии. Мощность вооружения, проходимость машин и их бронезащищенность создали славу производителю.

Именно это обстоятельство привело к тому, что ОАО Арзамасский машиностроительный завод выжить в трудные девяностые. Экспорт помог сохранить уникальное спецпроизводство. А когда финансирование российской армии пошло в рост, Арзамасский машиностроительный завод смог предложить новые разработки, современные модификации зарекомендовавшей себя техники.

А в перспективе – новая конкурентоспособная продукция, отвечающая самым взыскательным требованиям. В этом году предприятие приступило к сборке опытного образца изделия, получившего название «Росток». После проведения испытаний спецмашина пойдет на вооружение Российской армии. Да и многие зарубежные страны заинтересованно следят за судьбой этого бронетранспортера.

Решение построить Арзамасский машиностроительный завод в Арзамасе рассматривалось в течение нескольких лет на разных уровнях, в различных инстанциях, начиная с Горьковского облисполкома и обкома партии и кончая теми главками Министерства автомобильной промышленности, которые курировали выпуск запасных частей и эксплуатационное обслуживание готовых автомобилей во время работы их в народном хозяйстве.

4 февраля 1967 года Совмин СССР принял постановление о строительстве завода автомобильных запасных частей. Ему предстояло стать поставщиком запчастей на сборку ГАЗу и непосредственно многочисленным потребителям, эксплуатирующим горьковские грузовики и «Волги».

Основную нагрузку, связанную с возведением крупного производства по сути на голом месте, взял на себя коллектив 14 треста тогдашнего Главволговятстроя. Эта организация всегда отличалась высокой дисциплиной, собранностью, умением вводить объекты в строй быстро и при хорошем качестве работ. Однако одних только ее сил для скорейшего пуска махины такого масштаба было маловато, и молодежь области объявила стройку комсомольской ударной.

По зову совести и долга перед Родиной на строительство прибыли сотни молодых людей, в том числе из сельской местности. Приходившему оттуда пополнению недоставало знаний, опыта, но его отличала порядочность, исполнительность, трудолюбие.

Весной 69-го, прямо после многолюдного митинга, посвященного началу стройки, был заложен первый камень в фундамент корпуса вспомогательных цехов. На самых ответственных участках стройки работали в три смены и чаще всего по уплотненному графику, опережая проектные расчеты. Взятый темп позволил уже к 1971 году сдать второй корпус, а еще через год ввести в эксплуатацию предприятие в целом.

Ударная стройка – это не просто слова. Название надо было оправдать высокопроизводительным трудом, собранностью, порядком, хозяйским отношением к технике, бережливым расходованием материалов. Образцы такой работы показывало тогда большинство бригад, а примерный труд многих заводчан был отмечен первыми орденами и медалями.

Шли годы. Продолжалось освоение мощностей в первом корпусе, развивались цеха: механосборочный, прессовый, автоматов, термический, металлопокрытий. Сюда, на Арзамасский машиностроительный завод, в 1975 году из Горького «перекочевало» производство коробки перемены передач к автомобилю ГАЗ-21. Вслед за этим велась подготовка к пуску цехов окраски и консервации, налаживалось изготовление передней подвески к «Волге». Дальше – выпуск наконечников гибких шлангов, гидронасосов и других запчастей, которые, как уже отмечалось, шли и на комплектацию, и на ремонт автомашин, находящихся у потребителей.

Ввод и освоение новых мощностей велись при постоянной поддержке, авторских консультациях штаба головного предприятия, его строителей, конструкторов, технологов.

Вместе с развитием завода рядом с ним росли 5-ти и 9-ти этажные дома, библиотеки, детские комбинаты, ПТУ, техникумы, магазины, почта, стоматологическая поликлиника. При активном участии завода строились многие объекты города: водопровод, кинотеатр «Юбилейный», школы, магазины, учреждения медицины.

В 1980-м по заданию правительства, военного министерства завод выпустил первое, совершенно новое для него изделие – армейский бронетранспортер. Арзамасские БТР-70 спасли тысячи человеческих жизней в Афганистане и в других горячих точках мира. Об этом свидетельствуют письма, поступившие в военкоматы, редакции газет и непосредственно на предприятие.

Именно в Афганистане выяснился основной недостаток конструкции БТРов: подбитые машины с бензиновым двигателем горели, как факел. Конструкторам бронетранспортера требовалось срочно приспособить к тяжелым машинам равноценные по мощности дизельные двигатели, испытать новую модель и запустить в серию. Приложив немалые усилия, коллектив завода справился с задачей. БТР-80 с дизельным двигателем стали выходить из ворот завода уже в 1985 году.

В 1993 году решением Комитета по управлению государственным имуществом Нижегородской области завод преобразован в акционерное общество открытого типа Арзамасский машиностроительный завод. Машиностроители стали акционерами.

Новое время требовало новых усилий по выживанию. Чтобы продолжить собственное развитие Арзамасский машиностроительный завод активно искал новые рынки сбыта, налаживал партнерские отношения с другими странами. И первым шагом, которое сделало руководство предприятия, стало создание отдела маркетинга. Специалисты отдела изучали мировой рынок, заключали контракты. Это была первая структура подобного типа на предприятии. А в 1997 году представители завода с образцами выпускаемой на предприятии техники впервые приняли участие в международной выставке вооружений, проходившей в столице ОАЭ Абу-Даби, а затем и в состоявшейся в Москве международной выставке «Безопасность – ЭКСПО-97». С этого года ОАО Арзамасский машиностроительный завод - постоянный участник всех международных выставок, посвященных вооружению и военной техники.

В связи со снижением спроса на военную технику и сохранения производственных мощностей предприятия в 2000 году был открыт цех коробки перемены передач. Освоение коробки перемены передач – наглядный пример осуществления на заводе конверсии: перепрофилирования производства по выпуску военной техники на изготовление гражданской продукции. Введение новых рабочих мест дало возможность обеспечить работой и зарплатой около 800 человек.

Сегодня на предприятии работает почти пять тысяч человек. Это большой, сплоченный, увлеченный своим делом коллектив. Здесь все делается для того, чтобы, придя однажды на Арзамасский машиностроительный завод, хороший специалист остался тут навсегда.

Фото А. Асафьева


Арзамас, карта сайта
Cайт Арзамаса, Арзамасского района