Ровесник института
Борисов Герман Васильевич родился 26 ноября 1934 года в с.Троицков Княгининского района Нижегородской области. Начал свой трудовой путь учителем французского языка в сельской школе в 1952 году. После окончания в 1958 году исторического отделения Горьковского государственного университета им. Н.И.Лобачевского работал учителем истории и директором семилетней школы в с. Озерки Княгининского района. В 1959 году назначен комсоргом Арзамасского обкома ВЛКСМ, а в 1962 году - первым секретарем Княгининского РК ВЛКСМ. В 1965 году после окончания Ленинградской высшей партийной школы принят ассистентом на кафедру истории КПСС Арзамасского государственного педагогического института. В 1971 году получает степень кандидата дата исторических наук, а в 1973 году - звание доцента.
В 1971 году назначается заместителем декана, а через год - деканом факультета русского языка и литературы. В этой должности он успешно трудится в течение десяти лет. В 1982 году Герман Васильевич становится проректором по учебной работе, а с июля 1987 года - ректором Арзамасского пединститута.
28 февраля 1996 года Герман Васильевич Борисов умер от острой сердечной недостаточности в аудитории, во время чтения лекции. В память о Г.В. Борисове аудитории № 63 присвоено его имя.
Арзамас 1934 года значительно отличался от сегодняшнего и по населенности, и по количеству предприятий, учебных, культурных и других учреждений. Потому и начали мы беседу с ректором педагогического института Германом Васильевичем Борисовым с вопроса: чем было вызвано создание в городе этого вуза именно тогда?
-В те годы в связи с активным строительством школ в городах и селах юга области остро стала ощущаться нехватка учительских кадров, а областные вузы просто не успевали за ростом количества школ. Интенсивно развивалась промышленность, и все большее приобщение народа к образованию и культуре тоже требовало учителей.
- Но, наверное, сыграли свою роль и старые культурные традиции Арзамаса?
- Да, хотя арзамасцев и пытались долгие годы убедить, что их город был отсталым, что царило тут мракобесие, много было церквей, но ведь их с полным правом можно было назвать центрами духовности. К кому люди шли со всеми бедами, за советом? К священнику. А что взамен? И крестьяне ведь были не организованы - партии своей не имели, к агитации большевиков относились с подозрением. Но стремление приобщиться к идеалам добра, братства - характерно для русского народа. В городе были библиотеки, реальное духовное училище. Была у людей тяга к знаниям. Так что вполне закономерно, что в Арзамасе возник пединститут, когда начали проводить политику всеобщего начального образования. К тому же до этого здесь уже действовало педагогическое училище - кадры для института были.
Для Арзамасского института характерно то, что он всегда остро реагировал на запросы времени, готовя тех преподавателей, которых не хватало.
- В последние годы в институте появитесь много различных отделений. С чем это связано?
- Школа на месте не стоит. Ошибочная политика по уничтожению неперспективных сел пришла к тому, что не только оказались брошенными земли (история показала неэффективность итого), но и во многих селах образовались так называемые малокомплектные школы с разными категориями учащихся, с совершенно ненормальной наполняемостью. А по штату много учителей в таких школах иметь нельзя.
Поэтому возникала необходимость в учителях, которые смогли бы работать в этих условиях, то есть смогли бы обеспечить преподавание нескольких дисциплин, что сельскому учителю и приходилось делать, не имея соответствующей подготовки.
- Известно, что в нашем пединституте учится молодежь не только 23 южных районов области, но и из северных регионов. Судя по нынешнему огромному конкурсу, институт пользуется популярностью?
- Пожалуй, в нашей области нет ни одного района, где бы не было наших выпускников. Это приятно. Но если раньше мы по распределению посылали в другие области и республики по 15-20 человек ежегодно, причем потребность нашей области удовлетворялась не полностью, то из-за различных льгот постепенно стал расти дефицит кадров в сельских школах. А сейчас и вовсе распределение отменено, что ударило в первую очередь по деревне.
Понятно, что школы райцентров и городов более качественно готовят абитуриентов, но ведь молодежь, окончив институт, в деревню не едет. Поэтому мы начали претворять в жизнь идею целевого набора - на льготных условиях принимаем абитуриентов из сельских школ. Разработали систему договорных отношений, работаем по территориальному заказу от областного и районных департаментов образования. То есть мы все больше подходим к плановой подготовке учителей для села.
- Институт активно участвует и в создании школ нового типа в нашем городе.
Да, здесь у нас тесный контакт со школами города. Оказываем научно-методическую помощь, наши преподаватели работают во многих учебных заведениях нового типа, они и стояли у их истоков.
Одно из важнейших наших дел за последнее время, я считаю, - создание интерната для одаренных детей из села. В Чернухе ухватились за это, сначала создали лицейские классы. Сейчас там, по примеру школы № 13, тоже происходит слияние детсада и школы. Надо сказать, областной департамент очень хорошо нас поддержал, профинансировал. Первые годы в Чернухинском лицее-интернате учились только дети из нашего района, причем все выпускники поступили в вузы. В этом году учатся дети уже из трех районов.
- Словом, забот у АГПИ хватает. Остается ли время на науку?
Нам часто говорят: имеет ли право ваш вуз существовать в этом плане, то есть вести преподавание на высоком, научном уровне. Да вот хотя бы цифры...
В текущем, юбилейном году, подготовлено и защищено 12 кандидатских диссертаций и около 30 молодых преподавателей обучаются в аспирантуре. Всего же Арзамасский институт, не имевший своей аспирантуры, подготовил без малого 150 дипломированных специалистов высшей квалификации.
Сегодня перед институтом открываются новые возможности: в соответствии с приказом министра образования Российской Федерации у нас открыта аспирантура. Пока что по одной специальности - методике математики (научный руководитель профессор М. И. Зайкин). Впрочем, есть надежда, что уже со следующего года будут открыты аспирантуры еще по двум специальностям: русскому языку и экологии.
Таким образом, Арзамасский педагогический институт поднимается теперь на качественно новую ступень в своем развитии: он становится вузом, который готовит не только учительские, но и научно-педагогические кадры.
Что касается научного потенциала института, то для учебного заведения, оторванного от академических центров, он достаточно высок и не уступает, а то и превосходит по основным показателям даже некоторые вузы областных центров.
Наши ученые ведут исследования по 9 госбюджетным темам перспективного плана научной работы, среди которых приоритетными являются разработки, связанные с вопросами подготовки кадров и методики преподавания в высшей и средней школе.
Отрадно, что много стало защищаться молодежи. Больше чем наполовину научный состав института пополняется за счет своих выпускников.
- И все это при том, что экономическое положение института просто аховое...
- Очень тяжелое положение. Но деятельность служб: экономической, маркетинга, довузовской подготовки помогает держаться на плаву. По крайней мере, зарплату Министерство образования платит в основном вовремя, со студентами тоже рассчитались. Но много еще расходов на хозяйственные, научные цели. Приходится крутиться: договоры, издательская деятельность...
Главная беда, пожалуй, - обеспечение жильем преподавателей. Но строительство 18-квартирного дома на условиях долевого участия идет туго. Если не удастся найти средства (200-300 млн. рублей), придется, наверное, продавать квартиры.
Ремонтируем общежитие № 1, которое, как оказалось, пострадало от взрыва в 1988 году. Но здесь нам помогают областная администрация, город. Есть проблемы со студенческим питанием.
Договорились, что всю заработанную на сельхозработах продукцию отдадим в столовую.
- Говорят, что некоторые вузы Нижнего хотели бы сделать АГПИ своим филиалом?
- Есть такие идеи. Но мы считаем, что от этого пострадает вся область: ухудшится подготовка кадров, ее качество. И в финансовых, и других вопросах будет плохо, поскольку укрепление материальной базы начнется с головных, а не периферийных вузов. Те институты сами испытывают трудности, и вряд ли они смогут хотя бы обеспечить приезжих-студентов общежитием, а квартиры сейчас дорогие. В общем, смысла нет. Мы же не претендуем, например, на то, чтобы сделать нашим филиалом Лукояновское педагогическое училище, с которым у нас очень тесные и плодотворные связи.
Герман Васильевич Борисов одновременно с юбилеем института будет отмечать и свое 60-летие. От всей души поздравляем юбиляра и не удержимся от последнего вопроса: как себя чувствует ровесник института?
Как всякий человек, у которого очень много работы. Все время приходится находиться в институте. Постоянно не хватает времени...
Подготовил С. Кондаков.
(«Арзамасская правда», № 138, 13 сентября 1994 г.)