Я рад за свой коллектив
Воробьев Евгений Васильевич родился 15 сентября 1919 года в с. Матышево Руднянского района Волгоградской области в крестьянской семье. Службу в армии начал солдатом в 1940 году. Воевал на Северо-Кавказском фронте в зенитно-артиллерийском, затем горнострелковом полку, был замполитрука, командиром зенитного огневого взвода. После трех ранений в 1944 году уволен в запас.
В 1947 году закончил Пятигорский педагогический институт по специальности русский язык и литература. Работал зав. отделом ГК КПСС, вторым секретарем ГК КПСС в г. Кисловодске, начальником краевого отдела по делам искусств в г.Ставрополе, заместителем директора по заочному обучению, деканом, заместителем директора по учебной и научной работе Пятигорского пединститута.
С 1959 года по 1987 возглавлял Арзамасский государственный педагогический институт.
Кандидат исторических наук, доцент.
Награжден орденами «Красной звезды», «Знак Почета», медалями «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа» и др. Имеет знак «Отличник народного просвещения РСФСР».
В настоящее время - доцент кафедры философии и политологии.
В январе 1954 года из Нижегородского края выделяется самостоятельная Арзамасская область. Но руководство новой области, будучи, как видно, занятым преобразовательными делами социально-экономического развития, в сущности, не могло уделить должного внимания функционированию педагогического института. Тем более, что уже через три года эту самую самостоятельность у Арзамасской области с «легкой руки» Н.С.Хрущева отобрали, вновь объединив ее с Горьковской. Руководители области в большинстве своем уехали в Москву, Горький, а Арзамас остался на положении периферийного городка областного подчинения. И Арзамасский институт с новым титулом педагогического скатывался по наклонной плоскости...
В 1959 году Министерство просвещения РСФСР направило меня ректором Арзамасского педагогического института. Прежний ректор к этому моменту уже несколько месяцев как был уволен, а исполняющий обязанности Николай Иванович Тюрин, понимая свое положение «временщика», в учебный процесс особенно не вникал. Да и по специальности он был химиком, а такого предмета на двух факультетах (физико-математическом и филологическом) не было. При первой нашей встрече он и сам заявил, что с нетерпением ждал приезда нового ректора.
Что же представлял из себя институт в том уже далеком сегодня 1959 году? Учебно-материальная база была очень бедной. Небольшое здание бывшего духовного училища находилось в запущенном состоянии. Многие аудитории были проходными. В подвальном помещении располагалась котельная, работавшая на угле, там же в грязном помещении находилась и раздевалка. Отсутствовала даже канализация. Не было ни одной приличной лаборатории, в аудиториях стояла ветхая, изношенная мебель. Ни одна из шести кафедр (математики, физики, русского языка, литературы, педагогики, общественных наук) не располагала собственными помещениями. Не имели их и деканы. Все преподаватели, включая деканов и зав. кафедрами, размещались в одной комнате, в той, где ныне находится учебная часть. В маленькой комнатке располагались проректор по заочному обучению, секретарь, партбюро и завхоз, а местком и студпрофком и того не имели. Не было читального зала, не было и спортивного ни в институте, ни в базовой школе №3 им. Чкалова, которая находилась на балансе института. А весь транспорт - старая «полуторка», требующая капитального ремонта. Институт фактически не имел общежития: несколько десятков студентов размещались в сырых и полусгнивших помещениях на Гражданской площади (им. Гагарина) (позже, после реконструкции, там разместился медвытрезвитель), а также в заброшенном деревянном строении бывшего Никольского монастыря в «Комсомольском городке» и наскоро приспособленном помещении в Торговом ряду. В учебном корпусе в подвале в антисанитарном состоянии находилась маленькая столовая. В так называемых «общежитиях» не было ни тепла, ни душевых, ни туалетов, ни буфетов, ни кухонь. В жилых комнатах помещалось по 10-15 человек, а вся мебель: один стол в центре да несколько стульев. Для преподавателей и сотрудников имелось два деревянных дома с печным отоплением, в которых могло разместиться 10-15 семей.
Преподавательский коллектив насчитывал 47 человек, из которых лишь 12 имели ученые степени кандидатов наук и звание доцента без ученой степени. Число студентов на дневном отделении было 480 человек, на заочном - 460. Прием на два имеющихся факультета составлял по 25 человек на каждый.
Первое впечатление после ознакомления с обстановкой было такое: институт доживает последние дни. Кстати, того же мнения придерживались как преподаватели, так и студенты. Однако, в Министерстве просвещения РСФСР появилась идея использования здания Арзамасского института как резервного для размещения «на особый случай» самого Министерства. Эта идея нашла поддержку Горьковского обкома партии; к тому же, в Горьком было признано необходимым дальнейшее существование института, так как школы южной части области испытывали большую нужду в учительских кадрах. Все эти обстоятельства нами были изучены, и в обком партии, и в Министерство представлены соображения о путях укрепления материальной базы института, расширения специальностей в подготовке учительских кадров, а соответственно - и увеличения контингента студентов и штата профессорско-преподавательского состава...
В 1960 году план приема уже составил на физико-математический, филологический и открытый в 1959 году педагогический - по 50 человек. А в .1962 - открылся биолого-химический факультет, и на него принято 50 человек. В том же году увеличился прием на физико-математический и филологический - до 75 человек (в дальнейшем прием на эти факультеты достиг 100 человек). Ежегодно увеличивался план приема на заочное отделение по всем факультетам. Немало пришлось потрудиться коллективу и над созданием учебно-материальной базы института. Уже в 1962 году было введено в строй первое студенческое общежитие, в котором разместили 500 человек. В 1964 году построили 48-квартирный жилой дом для преподавателей. В 1964 году было пристроено здание для биолого-химического факультета, в котором разместился и большой актовый зал на 700 мест со сценой, киноаппаратной и двумя балконами на 100 мест. В 1962 году было завершено строительство здания физико-математического факультета, в 1962 - педагогического с гимнастическим залом. В 1974 году построено второе общежитие студентов на 500 мест.
В 1982 году введено в строй еще одно здание, где разместили кафедры физвоспитания, медподготовки, теоретической физики, а также современную столовую с двумя залами на 350 мест и спортивный зал с туалетами, раздевалками и душевыми. В те же годы были построены для базовой школы спортивный и актовый залы, 6 классных комнат, столовая с пищеблоком, а также газовая котельная, которая обеспечивала теплом школу и главный учебный корпус института. Была проложена канализационная линия от главного корпуса через территорию двух жилых кварталов на глубине 4-4,5 м. На территории главного же корпуса возвели гараж с 5-ю боксами, а также пристрой для административных и складских помещений. Большая работа была проделана по созданию агробиостанции, спортивно-оздоровительного лагеря на 150 мест в одну смену на Пустынских озерах. Нужно отметить, что в строительных работах принимали активное участие студенты и многие преподаватели института. Нелегко решался и вопрос укомплектования кафедр высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами. Поначалу, конечно, пришлось взять за основу для решения этого вопроса конкурсную систему. Но положение вуза, расположенного в периферийном городе, и трудности с предоставлением благоустроенных квартир (в городе тогда почти не строились жилые дома), естественно, не слишком привлекали для участия в конкурсе нужных нам маститых специалистов. К тому же конкурсная система, как известно, чревата возможностью допущения промахов в избрании: ведь в практике были нередки случаи, когда руководители вузов, из которых увольнялись преподаватели, не «скупились» на хвалебные характеристики, желая избавиться от неугодных. При всей нашей осторожности и у нас, естественно, были подобные промахи.
И все же нам удалось по конкурсу выбрать немало прекрасных специалистов и порядочных людей, которые привнесли своей деятельностью много хорошего в подготовку учительских кадров в нашем институте.
Нельзя не сказать и еще об одной особенности в нашем подходе к приему научных работников по конкурсу, которую мы практиковали.
В институт принимали нередко специалистов, являющихся супругами. Полушутя нас пытались обвинить в семейственности. Однако, если серьезно, мы должны с почтением говорить о многих парах, прекрасно показавших себя за долгие годы работы в институте. Принцип такого приема специалистов оправдал себя, как правило, их честным отношением к работе и образцовым нравственным поведением, что не могло не оказать влияния на молодежь. Да и с квартирным вопросом было легче.
Особым путем формировался преподавательский состав вновь открытого педагогического факультета. Конкурсный отбор здесь почти не применялся, так как педагогические факультеты только что родились в Советском Союзе и из других вузов принимать было некого. Потому мы решили установить крепкие связи с Лукояновским педучилищем, которым руководили в то время прекрасные специалисты - директор А.А. Куманев и завуч (впоследствии - директор) кандидат педагогических наук А.В. Кашин. Они разумно, без ревности отнеслись к открытому нами педагогическому факультету, призванному готовить учителей начальных классов с высшим образованием, выразив пожелание, чтобы педфак не повторял педучилище, а явился как бы второй ступенью в подготовке специалистов. По их рекомендации и благодаря собственным поискам, нам удалось выявить из педагогических училищ опытных преподавателей, прежде всего - методистов, способных составить костяк рождавшегося факультета.
В течение первого десятилетия моей работы в нашей практике подбора и повышения квалификации научно-педагогических кадров сложилась и другая, более приемлемая и оправдавшая себя форма: отбор, главным образом, своих выпускников, сильнейших и способных в перспективе вырасти в научном отношении до уровня вузовского преподавателя. По договоренности с ГУВУЗом Министерства просвещения РСФСР Московский пединститут им. Ленина был определен для нас на многие годы базовым: в его аспирантуре систематически и широким планом готовились на дневном и заочном отделениях преподаватели с учеными степенями для Арзамасского пединститута из его же выпускников. Использовалась в этих целях, конечно, и аспирантура других крупных вузов Москвы, Горького, Ленинграда, Воронежа и др. Этот путь был нелегким и рассчитанным на перспективу, а от наших выпускников требовал и определенной жертвенности. В аспирантуру нами обычно направлялись только что приступившие к работе ассистенты с заработной платой 125 руб в месяц. Имея учебную нагрузку в соответствии с существующим положением большую в сравнении с доцентами и ст. преподавателями, они в то же время сдавали экзамены кандидатского минимума в Москве (у себя в Арзамасе тогда сдать их было нельзя, так как своей аспирантуры еще не было). Некоторые обзаводились семьями, что усложняло бытовые условия жизни.
Но надо отметить, что практически все без исключения преподаватели преодолевали трудности и добивались успеха. Кстати, благодаря хорошей подготовленности к поступлению в аспирантуру, упорству в достижении целей арзамасцы были желанными на кафедрах МГПИ им. Ленина и других вузов. Все они (а это более 100 человек за истекшие годы) завершали аспирантуру и защищались в установленные сроки, обязательно в год выпуска. В аспирантуру МГПИ им. Ленина мы направляли и принятых на работу молодых специалистов из других вузов по тем специальностям, которым не обучали на наших факультетах.
Создание прочной учебно-материальной базы института, постоянная забота о научном росте преподавательского состава, естественно, сказались на повышении уровня подготовки учителей для школ южной зоны области. Не случайно и сейчас во многих районах наши выпускники руководят отделами народного образования, являются директорами и завучами школ, в том числе и арзамасских. Немало наших выпускников (в том числе и названные), имеют почетное звание «Заслуженного учителя Российской Федерации».
Считаю необходимым отметить еще одну сторону в работе коллектива нашего института, способствовавшую повышению уровня подготовки учительских кадров, - это постоянная деловая связь института с органами образования и школами своей зоны. Наш институт имел постоянно действующие консультационные пункты не только в Арзамасе, но и в Сергаче, Пильне, Ардатове, Лукоянове, Дивееве, Вознесенске, Починках. Консультпункты работали по специальным планам на каждое полугодие, которые рассылались во все районы и вручались каждому заочнику. В этот план, в частности, включались: мероприятия по изучению опыта учителей-выпускников нашего института и оказанию им практической помощи; расписание консультаций, лекций, зачетов и экзаменов, сроки ликвидации академической задолженности и пр. Одной из важнейших функций консультпунктов была работа по отбору будущих абитуриентов: изучение состава учащихся 8-10 классов, их отношения к учебе, их участие во внеурочной жизни школы, их воспитательная работа с учениками младших классов, степень их внимания к педагогической профессии. Всё это давало возможность определить вместе с учителями и руководителями школ будущих абитуриентов и оказывать им помощь. Это был своеобразный предварительный отбор.
Для работы на консультпунктах выезжали члены ректората, руководители факультетов и кафедр, ведущие опытные преподаватели, которые проводили консультативную работу. Учитывая, что многие учителя сельских школ не имели законченного высшего образования и в то же время не имели возможности постоянно ездить в Арзамас (дальность расстояния, загруженность, семейные и материальные обстоятельства), мы рассматривали деятельность консультпунктов как своеобразных «филиалов» на местах. Все это способствовало сохранению контингента обучающихся на заочном отделении, что, в свою очередь, положительно сказывалось и на сохранении численности профессорско-преподавательского состава (институту тогда выделялась одна штатная единица на 13-14 студентов очного и на 55 студентов заочного отделения).
Хотелось бы отметить как фактор, на наш взгляд, положительный и систематически проводившуюся в институте внеаудиторную учебно-воспитательную работу со студентами. Здесь, в первую очередь, нужно говорить об определяющей роли факультета общественных профессий (ФОПа) и его многогранной деятельности. При этом оговорюсь, что в течение почти всех лет его существования на ФОП Министерство просвещения не выделяло ни средств, ни штатов. Даже не была предусмотрена должность декана этого факультета. Руководство института и всех его подразделений понимало, насколько необходим такой факультет. Ведь речь шла о том, что будущий учитель-предметник, направляемый нами главным образом в «глубинку», должен стать не только высококвалифицированным специалистом, но и организатором учебно-воспитательной работы в школе, человеком, способным увлечь молодежь, стать авторитетом для жителей села. Мы, конечно, учитывая важность открытия ФОПа, изыскивали какие-то внутренние финансовые резервы, но все-таки в основном деятельность факультета строилась, как тогда говорили, «на общественных началах».
Начали с того, что перед каждым факультетом, кафедрой, каждым преподавателем поставили задачу: продумать, исходя из специфики подразделения и собственных возможностей, какую вторую профессию они способны предложить на факультете общественных профессий. И, надо сказать, что большинство серьезно отнеслись к поставленной задаче, обсудили ее в своих коллективах, приняли соответствующие решения и внесли свои конкретные предложения на Ученый совет института. Принятое затем решение Совета института было доведено до сведения студентов, которые получили право выбора соответствующего их интересам отделения или секции.
Следует отметить, что каждое отделение (секция) работало по определенной программе, разработанной и утвержденной соответствующей кафедрой. На заключительном этапе работы проводилась аттестация слушателей с выдачей официального документа, дающего выпускнику право проводить в школе работу по полученной второй профессии. Перед аттестацией слушатели ФОПа обязательно проводили зачетные мероприятия в школах, а многие отделения (искусствоведческие и творческие) отчитывались в ходе факультетских смотров художественной самодеятельности, проводимых 4 раза в течение учебного года: перед 7 ноября, Днем Советской Армии, 8 марта и 1 мая, а также на итоговом концерте к Дню Победы. Кстати, смотры художественной самодеятельности, в которых, как уже сказано, слушатели ФОПа составляли ядро, превращались в настоящие праздники. Концерты, представлявшие собой цельные прекрасные программы, были не только украшением жизни института, но и выражением любви к своему факультету, институту. Неудивительно, что смотровые вечера всегда проходили при переполненных залах. Больше того, когда появился свой автобус, концертные студенческие программы стали достоянием многих школ и Домов культуры близлежащих районов. Была создана и специальная концертная агитбригада, которая участвовала в многочисленных поездках наших преподавателей по районам с целью пропаганды педагогической профессии и своими яркими выступлениями лучше всего «агитировала» и школьников, и их родителей за Арзамасский педагогический. Бегло обозревая прошлые страницы жизни института, надо сказать, что многое из сделанного ранее закрепилось в его деятельности и в сегодняшние дни. И несмотря на нелегкое время так называемого «реформирования» нашей страны, Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П.Гайдара не только «выжил», но еще больше утвердился в своей плодотворной деятельности по подготовке высококвалифицированных педагогических кадров для нашей российской школы.
Более того, наш институт уверенно идет по восходящей. Серьезно укрепляется учебно-материальная база. Нынешнее руководство сумело за последнее время сделать то, что не удалось нам в прошлом. Осуществилась давняя наша мечта о подготовке учителей по специальностям «история» и «география», которые давно нужны были сельской школе. В последние годы произошел значительный качественный рост профессорско-преподавательского состава, о чем говорит и возможность подготовки вузовских научных работников не только в других институтах, как ранее, но и в аспирантуре родного АГПИ.
Можно с уверенностью сказать, что институту, его замечательному коллективу, открываются новые возможности в подготовке педагогических кадров высокого качества.
В добрый путь, дорогой наш Арзамасский педагогический!