Рубежи и перспективы
Фешин Иван Николаевич окончил Горьковский педагогический институт по специальности «учитель русского языка и литературы», аспирантуру при Ленинградском пединституте. Кандидат филологических наук.
В годы Великой Отечественной войны участвовал в боях на Воронежском, Донском, Первом Украинском фронтах. Награжден Орденом Красной Звезды и медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина».
В 1953 году стал первым директором Арзамасского государственного педагогического института. В этой должности проработал до 1959 года.
С 1959 до 1962 года - старший преподаватель кафедры литературы. После ухода из института и вплоть до своей смерти продолжал активную общественную и просветительскую деятельность. В 1967 году совместно с редактором «Арзамасской правды» А.Д. Одинцовым издал книгу «Арзамасский район за 50 лет Советской власти».
Исполнилось 20 лет со времени основания Арзамасского педагогического (в прошлом учительского) института. Для преподавателей, студентов и сотрудников института, для всей общественности области эта годовщина является важным событием.
Сам факт открытия в 1934 году в районном центре высшего учебного заведения - свидетельство роста советской культуры. Известно, что в прошлом наш город был олицетворением «духовной нищеты мещанства».
«Собаки воют, вороны каркают, петухи поют, колокола звонят, а людей - нет! По улицам ходят одни попы и ищут кого бы похоронить, хоть за 30 копеек...», - так в письме к Чехову описывал дореволюционный Арзамас великий Горький.
Наш современный Арзамас - молодой областной центр - справедливо называют «городом учебных заведений», основным из которых является педагогический институт.
В первые годы своего существования Арзамасский институт был двухгодичным (учительским) и имел небольшое число студентов и преподавателей. Несколько лет он накапливал учебно-материальную базу, растил педагогические кадры.
История института небогатая, скромная. Но если заглянуть в его деятельность глубже, то станет видно, что он принёс государству значительную пользу. За 20 лет путём стационарного и заочного обучения в нём подготовлено свыше 4000 учителей разных специальностей: физиков, математиков, историков, литераторов, географов, естественников. Выпускники института работают во всех районах Арзамасской области, в Москве, на севере нашей страны, в Сибири, на Дальнем Востоке. Многие из них уже приобрели богатый педагогический опыт, стали хорошими мастерами своего дела, активными общественниками.
А это говорит о том, что институт справляется со своей главной задачей - подготовкой квалифицированных кадров для советской школы.
Сегодня нельзя не сказать и о том, что наш институт всегда был центром методической работы с учителями школ города и близлежащих районов, вёл политико-воспитательную работу среди арзамасских трудящихся. Особенно тесную связь с учителями и учащимися старших классов поддерживает кафедра физики. В её лабораториях и кабинетах для учителей и старшеклассников городских школ демонстрируются различные опыты, учебные фильмы, читаются научно-популярные лекции.
С 1-го сентября 1952 года наш институт был преобразован из учительского в педагогический. С этого времени он стал готовить учителей высшей квалификации.
Подготовка учителей для работы в средних школах - важная и ответственная задача. Сейчас основное внимание коллектива преподавателей института сосредоточено на улучшении качества обучения студентов, на углублении их политических знаний, на воспитании их в духе коммунистической морали. Этим задачам целиком подчинена деятельность всех кафедр.
В текущем учебном году в институте смелее и увереннее решается задача политехнического обучения студентов. Так, на физико-математическом факультете организованы учебные группы по изучению автотракторного дела. Работает научный студенческий кружок по исследованию физических основ прочности гипса. Планомерно проводятся экскурсии на заводы, фабрики, МТС.
За последние годы заметно усилилась и воспитательная работа среди студентов.
Однако ещё рано говорить о том, что коллектив преподавателей сделал уже все по улучшению качества обучения и воспитания студентов. Работа института не лишена серьёзных недостатков. Наши кафедры ещё не являются подлинными центрами учебно-методической и научно-исследовательской работы. Они мало занимаются вопросами творческого, исследовательского характера, недостаточно помогают или даже вовсе не помогают росту отдельных преподавателей. Научно-исследовательская работа преподавателей, как правило, не выходит за рамки диссертационной практики. Слабо работают научные студенческие кружки. Много недостатков предстоит устранить коллективу и в работе заочного отделения.
Руководство института, партийная и студенческие организации призваны ещё настойчивее и целеустремленнее вести борьбу за качество подготовки учителей, улучшение политехнического обучения студентов и политико-воспитательной работы среди них.
Для широкого развертывания этой работы у института имеются все необходимые условия. За 20 лет создана хорошая учебная база. В институтской библиотеке насчитывается 52000 экземпляров книг. У нас есть все необходимые учебные пособия, кабинеты, лаборатории, мастерские. И главное - в институте сложился крепкий преподавательский коллектив.
Третья часть наших преподавателей является кандидатами наук, причём большинство из них имеют богатую практику работы в вузах.
В этом учебном году все кафедры института пополнились новым квалифицированным преподавателям.
У института богатые перспективы. С будущего года предполагается его расширение. Увеличится приём студентов на стационар и на заочное отделение, начнется постройка нового учебного корпуса, будут улучшены жилищные условия студентов. На институт возлагается задача полностью удовлетворить растущие потребности области в учительских кадрах.
В ближайшее время в институте начнутся зимние экзамены. Одновременно откроется зимняя сессия на заочном отделении. В феврале предстоит педагогическая практика студентов третьего курса. Эти мероприятия, одинаково важные для всех преподавателей и студентов, совпадают с подготовкой к выборам в Верховный РСФСР Совет и местные Советы. Преподаватели, студенты и сотрудники института должны трудиться в эти дни ещё упорнее. Их долг ещё более повысить политическую активность, ещё настойчивее бороться за глубокие, прочные знания будущих учителей.
(«Арзамасская правда», 28 декабря 1954г., №223)