Верим в хорошую перспективу
Евгений Павлович Титков родился 15 октября 1951 г. в с. Глыбочка Шаблыкинского района Орловской области в семье крестьян. В 1957 г. трагически погиб отец, неграмотная мать растила трех оставшихся из 10, рожденных ею детей.
По окончании в 1967 г. 8-летней сельской школы, переехал для получения среднего образования в п. Навля Брянской области. Здесь окончил 10 классов и в 1969 г. поступил учиться на историко-филологический факультет Горьковского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского по специальности «История».
В 1974 г., после окончания ГГУ, был распределен на работу в Арзамасский госпединститут ассистентом кафедры истории КПСС и политэкономии. Работал здесь до февраля 1977 г., после чего, как офицер запаса, был призван в Вооруженные Силы СССР. Служил зам.командира саперной роты инженерно-дорожного батальона. После увольнения в запас в 1979 г. стал работать старшим лаборантом кафедры истории СССР Горьковского госпединститута.
В 1981-1984 гг. учился в очной аспирантуре Московского госпединститута им. В. И. Ленина по кафедре истории СССР. Защитил кандидатскую диссертацию на тему «Советское строительство на селе в первый год пролетарской диктатуры. (На материалах Нижегородской и Вятской губерний).
Работал зам.декана историко-филологического факультета ГГПИ; в 1986-1991 гг. деканом исторического факультета Горьковского пединститута и одновременно возглавлял кафедру истории СССР XX века.
В 1991 г. переехал в г.Арзамас, в 1991-1996 гг. был проректором по учебной работе. В апреле 1996 г. избран ректором АГПИ.
Область научных интересов - отечественная история. Помимо государственного строительства в деревне в первые годы Советской власти занимался историей российского социал-демократического движения. В 1988 г. в Волго-Вятском книжном издательстве опубликовал книгу о Михаиле Владимирском. С середины 90-х годов стал заниматься историей XVIII века. Проблемам идеологии российского образования и деятелям Екатерининского круга российского просвещения посвящены несколько научных монографий. В 1999 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук по теме «Государственная политика Российской империи в сфере образования во второй половине XVIII века». Своими научными и жизненными наставниками считает профессоров А. В. Седова, Э.М. Щагина и Е.В. Кузнецова.
Именно в 70-е гг. создавалась та материально-учебная база, которой сегодня располагает наш институт. Тогда же были заложены традиции подготовки научно-педагогических кадров в ведущих научных центрах страны. Значительная часть преподавательского среднего поколения - это выпускники АГПИ, получившие аспирантскую подготовку в московских и ленинградских вузах. Ректором Е.В.Воробьевым была сделана правильная ставка - опираться на своих выпускников, но дать им подготовку в ведущих вузах страны. Таким образом, решались две очень важные задачи: закреплялись научно-педагогические работники, т.к. основная часть аспирантов была арзамасцами; во-вторых, сохранялись и развивались традиции институтского коллектива. Но ректор Е.В.Воробьев смело приглашал в институт на преподавательскую работу и выпускников университетов, благодаря чему в коллектив привносилась свежая струя, укреплялся университетский принцип фундаментальности.
Преподаватели и студенты получили возможность жить в нормальных бытовых условиях. Тогда, в 70-80 гт, было построено второе общежитие, весьма комфортное по тем временам. Начать строительство было очень трудно, во времена жесткого административного регулирования, лимитов, это большая заслуга ректора Воробьева и тогдашнего руководства, сумевших добиться такой возможности. Тогда же создавалась база для полевой базы биохимического факультета, строилась биологическая станция в Пустыни, что тоже было выдающимся достижением. Строили базу преимущественно методом народной стройки.
В то же время создавалась и агростанция, нем в пределах города, что упрощало доступ на
студентов и преподавателей. Ко всему этому до добавить заботу о бытовой жизни преподавали. В 70-80 гг. институт получал не менее 3-х квартир в год. Я прекрасно знаю, что Нижегородские вузы такой возможности не имели.
В 70-е гг. в работе института большое место занимала профориентационная работа в сельских школах южной зоны Нижегородской области. Ректорат, деканаты были тесно связаны с районными отделами народного образования, с крупными сельскими школами. Е.В. Воробьев добивался того, чтобы все преподаватели бывали в районах, встречались с учениками, отбирали лучших, ориентировали их на педагогическую профессию.
Во всех этих делах ректор Воробьев играл ведущую роль. Как тип руководителя, он полностью соответствовал особенностям своего времени.
Пришедший в 80-е гг. на пост ректора Г.В. Борисов был руководителем другого типа: более мягкий, менее властный, он, тем не менее, обладал качествами и достоинствами, которые полностью соответствовали веяниям того времени. Он опирался на мнение руководящего ядра института. Жесткие меры администратирования сменил на методы коллективной выработки решений и их реализации. Но он сохранил преемственность в развитии материально-учебной базы института, в наращивании внутреннего потенциала вуза. Компьютерные классы и лингафонный кабинет - достижение конца 80-х гг. Открытие новых специальностей: дошкольного факультета, исторического, географического отделений - это сделано при Г.В. Борисове.
Создание лицея на базе школы № 13, а также областного сельского лицея в Чернухе, на базе Чернухинской школы, проходило по инициативе Г.В. Борисова.
В 90-е гг. институт подвергся существенной структурной реорганизации: факультет русского языка и литературы стал историко-филологическим; созданы две новые кафедры -истории России и всемирной истории; на историко-филологическом факультете создано фактически и третье отделение - иностранных языков, благодаря чему в г.Арзамасе на сегодняшний день практически решена проблема учителей иностранного языка.
Естественно-географический факультет создавался на базе биохимфака, который подвергся реорганизации: открыта специальность географии, создана кафедра географии, динамично стала развиваться экологическая лаборатория - тут ведущую роль играют декан факультета С.М.Трифонова и зав. кафедрой зоологии Е.Ф.Малафеева. Это позволило выйти за рамки института и при содействии городской экологической службы создать экологический центр, который имеет тенденцию превратиться в региональный. ЕГФ сумел сохранить свои базовые структуры, на которые опирается практическая подготовка.
В результате слияния дошфака и педфака создан один мощный педагогический факультет. Удалось сохранить дошкольное отделение. С 1998 года открыто отделение социальной педагогики. В стадии подготовки находится открытие отделения психологии. На этом факультете создана кафедра естественно-математических дисциплин. Подкреплена кандидатами наук кафедра дошкольной педагогики.
В меньшей степени подвергся реорганизации физмат, здесь открыта специальность «Информатика», функционируют 4 кафедры с неплохой учебно-материальной базой. Действует аспирантура под руководством профессора М.И. Зайкина. В рамках реорганизации создаются новые отделы: учебно-методический, который стал штабом по анализу всех протекающих у нас процессов; нормально стали функционировать административно-хозяйственный, редакционно-издательский отделы.
В 90-е гг. произошел настоящий прорыв в научно-исследовательской деятельности: состоялась защита двух докторских диссертаций М.И. Зайкиным и Г.Ш. Сагателяном. Открыта собственная аспирантура по нескольким специальностям: методика преподавания математики, русский язык, экология, отечественная и всемирная история, психология. В институте проходят научные конференции общероссийского масштаба: проведены две мощные конференции по сельской школе, три конференции по дискуссионным вопросам Российской истории, конференции по диалектологии. Состоялись солидные публикации научных и крупных научно-методических трудов, которые представляют ценность для всего Нижегородского региона. Написана коллективная работа по истории Англии, которой завидуют многие вузы. Показателем довольно крупного вуза стала защита кандидатских диссертаций: 15 диссертаций в год.
Создано несколько научных лабораторий: по сельской школе, которую возглавляет профессор М.И. Зайкин, лаборатория экологического воспитания молодежи. Недавно открыта еще одна лаборатория.
В 90-е гг., вплоть до последних лет, АГПИ был единственным вузом в Нижегородской области, который продолжал традицию 80-х гг., традицию целевого приема сельской молодежи, сохранял традицию трудоустройства выпускников - 87% их направлено в сферу образования, что превышает показатели десятка ведущих вузов. У нас обучаются «целевики» из 26 районов Нижегородской области.
Упрочились в 90-е гг. и дан новый импульс нашим тесным взаимоотношениям с Лукояновским педучилищем. Это и вмещенные планы, и традиции общения. Заочное отделение педагогического факультета почти полностью формируется из выпускников Лукояновского педучилища. В отдаленной перспективе мы должны работать единым формально организованным комплексом.
АГПИ расположен в центре крупного региона Нижегородской области, к которому традиционно тяготеют районы с общей численностью в 1 миллион человек. Мы представляем для этой зоны мощный интеллектуальный центр.
Без института Арзамас не был бы таковым, каким он сейчас является в структуре Нижегородской I области. Многие работники разных сфер прошли аудиторную подготовку в нашем институте.
Экономическое положение всех вузов РФ последние пять лет крайне плачевно, и мы не представляем исключения, т.к. живем в определенном социуме, который развивается по законам, диктуемым из центра. Последние пять лет мы практически не получаем на развитие вуза ни копейки - только на стипендию.
Несмотря на такую политику центра, мы не только поддерживаем материальную базу института, но и развиваемся. Пусть не теми темпами, как хотелось бы, но тем не менее, постоянно проводим ремонт, обновляем учебную базу, приобретаем литературу, и учебную, и научную. Конечно, процесс старения, может быть, опережает процесс замены и обновления, но экономическая внебюджетная деятельность института позволяет нам выживать.
Кроме этого, понимая наши нужды и проблемы, городские власти оказывают соответствующую помощь, учитывая нашу роль в развитии города, его духовного потенциала. В определенной степени помогает и областной центр. Но поскольку у института есть определенный план по развитию экономической внебюджетной деятельности, у нас есть достаточно оснований быть оптимистами. Если, конечно, не произойдет серьезных изменений в экономической политике государства, - тут мы не застрахованы точно так же, как и любой другой вуз страны.
Я знаю, что в последние годы периодически очень активно ходят слухи о возможном закрытии части вузов и постоянно обсуждаются вопрос о закрытии АГПИ. Понятно, откуда они исходят - как правило, они инициируются теми правительственными постановлениями и той политикой, которая осуществляется на высших этажах власти. Но я глубоко убежден, что не только настоящее у нас нормальное, - у нас есть хорошие перспективы, по крайней мере, пятнадцать.
На чем основывается эта уверенность? Во-первых, мы сегодня представляем собой мощный вуз с хорошим учебным материальным потенциалом. Во-вторых, у нас сильные кадры: около 55% нашего преподавательского состава - это кандидаты и доктора наук. Такого мощного потенциала нет во многих более крупных городах, имеющих свои вузы, в том числе и педагогические. Мне приходилось бывать в вузах, равных по численности и объему нашему, но даже в приближенных к Москве вузах, нет такого потенциала.
Но самое главное, на чем строится моя уверенность в хорошей перспективе: пока существует село, пока существует сельская школа, Нижегородская область не может существовать без АГПИ. При всей масштабности вузовской системы Нижнего Новгорода, там не способны в ближайшие 15 лет решить проблему сельских учителей.
Есть определенная специфика крупного конгломерата, большого города. Даже у сельских ребятишек, приехавших из самых отдаленных районов области с мечтой выучиться на учителя и вернуться в свою школу, через пять лет принципиально меняются психология, представления о ценностях жизни. Это влияние крупного города, влияние другого социума, многих других вещей, которые меняют в течение пяти лет ценностную ориентацию человека. Не возвращаются - это вполне закономерно, вполне объяснимо.
У нас другая ситуация, у нас другая аура. В Арзамасе действуют другие закономерности - сюда ученик приезжает с определенной установкой, и в течение пяти лет он ее почти не меняет. Есть еще одно обстоятельство: ребята, возвращающиеся в сельские школы, имеют определенные привилегии: призыв в армию их не касается, они имеют относительно стабильную зарплату по сравнению с другими жителями села и т.д.
Даже если предположить, что к власти в государстве могут прийти радикалы прозападного типа, которые скажут: «Нам не нужны 650 вузов, нам достаточно 50-ти», - и начнется повсеместное закрытие, это нас не коснется, т.к. мы нужны областному центру. Может измениться статус, но наша необходимость будет выражена таким образом: мы можем превратиться в вуз региональный, областной.
Это не только мое предположение - это мое убеждение, основанное на том, как думают работники областного департамента образования. А потребовалось им несколько лет для того, чтобы убедиться, что без нас нельзя решать проблемы школы сегодня, и не только в южной, но и во многих других зонах области. В прошлом году, например, 14 выпускников нашего института уехали в Нижний Новгород занимать свободные учительские места. Даже в Нижнем не могут решить проблему кадров, что уж говорить об огромной провинции.
В конце 80-х гг. были планы: если не закрыть АГПИ, то сделать из него филиал Горьковского пединститута, что привело бы к свертыванию института. Тогда ректор АГПИ И.Е. Куров был настроен жестко. Создали авторитетную комиссию, которая после трех недель работы признала, что АГПИ - самостоятельный вуз, он самостоятельно решает задачи. Потом, в начале 90-х, еще присматривались, но когда мы взяли жесткий, четкий курс на целевой прием, тогда все и решилось. Нам это сложно, трудно сейчас, но мы это тянем, и сохранили еще и систему трудоустройства.
В нижегородских вузах, например, уже лет пять выпускников не направляют на работу - это личное дело каждого: тебя подготовили, а там - как хочешь.
В прошлом году институт прошел аттестацию. Дело это очень серьезное, и очень сложное. Практически целый год весь институт, все подразделения, все преподаватели, все сотрудники, вплоть до уборщицы, работали с напряжением. Упорядочили всю деятельность, проработали всю правовую базу, на основе которой функционируют подразделения института. Комиссия была очень серьезная, возглавлял ее главный специалист из Государственной инспекции по аттестации учебных заведений Российский Федерации, были приглашены специалисты из Нижегородских вузов. Аттестация показала, что мы находимся на приличном уровне, поэтому, когда материалы были представлены на утверждение коллегии Минобразования, не было никаких вопросов, никаких затруднений. Решение было однозначным: аттестовать Арзамасский пединститут, на базе аттестации прошла аккредитация и выдана лицензия на очередные пять лет.
... Как ни странно, конкурс среди абитуриентов каждый год увеличивается. Я думаю, мы сейчас находимся в более выгодной ситуации, нежели в прошлые годы. Сейчас очень многие родители стараются далеко детей не отправлять.
Второе обстоятельство: есть некая присущая нашему народу неистребимая тяга к образованию. Как бы трудно, как бы плохо ни было, эту тягу не истребить ни в детях, ни во взрослых, - ни у кого... В каких сложных условиях приходится учиться нашим аспирантам, готовить кандидатские диссертации. Ведь у нас сегодня 70 аспирантов. В нашей аспирантуре учатся, едут в Пензу, Волгоград, Москву, Киров, Нижний Новгород.
Чем это можно объяснить, кроме природной, естественной тяги к познанию, образованию, саморазвитию - экономическими факторами никак не объяснишь. Что кандидатская диссертация дает преподавателю вуза, какую прибавку к жалованию -мизер. Но ведь, наверное, не прибавкой жалования, не ее размерами определяется ценность образования. Это православно-христианская черта - ценность сама по себе для развития человека, для его духовного, культурного развития - я так понимаю.
Особенность нашего института - воспитательная работа. Когда началась перестройка, радикальные изменения в обществе, которые повлияли на внутриинститутскую жизнь, когда рухнули партийные комитеты, комсомольские организации и когда студенты оказались предоставленными сами себе, мы уже тогда максимально постарались, чтобы так не было - сразу создали административную структуру, которая занялась воспитательной работой со студентами. Мало вузов в стране, которые имеют такие структуры. Хотя сейчас все в набат забили. С.-Петербургский классический университет, московские вузы: надо заниматься вопросами воспитания, а то запустили и т.д. А мы никогда это не выпускали из-под своего внимания - у нас целая разветвленная структура, начиная с ректората: есть проректор по воспитательной работе, на каждом факультете имеются заместители деканов, в каждом общежитии на собственные деньги содержим по воспитателю. Таким образом, мы смягчили ту ситуацию, которая возникала после падения парткомов и комсомольских организаций.
Существуют две структуры: студенчески профком и студенческий клуб, который занимаете культурно-просветительской работой, организацией мероприятий, вечеров, концертов и т.д.
Поэтому я не могу сказать, что у нас замерла культурная и спортивная жизнь. В последние годы особенное оживление, в том числе и в спорте. Мы, можно сказать, воодушевили кафедру физического воспитания, сделали некоторую материальную подпитку. Сейчас наши студенты принимают участие практически во всех городских соревнованиях и побеждают. Сразу в городе почувствовали это, и мы стараемся стимулировать ребят.
Что касается культурной жизни - один факт известно, что наша команда КВН одна из лучших в области. Сейчас пришла новая команда, молодая, но уже чувствуется, что у нее хорошие перспективы.
Неплохо, считаю, обстоит дело с отдыхом. То, что мы имеем собственную турбазу «Сосновая роща» - выдающееся достижение. Сейчас наши преподаватели и студенты имеют возможность отдыхать за самую доступную цену. Летом, в течение двух месяцев отдыхают преподаватели плюс две смены организуются для географов и биологов, которые сочетают практику с отдыхом. Мы находим для этого деньги, не жалеем для этого ничего.