Вся моя жизнь - с институтом. Воспоминания ветерана труда Е.Г. Тунеевой
1945 год был знаменательным в моей жизни, был год великой Победы и окончания Пермского университета. Мы, студенты, не только учились у эвакуированных ленинградских профессоров: известного пушкиниста, учёного секретаря Пушкинского дома Академии наук Б.П. Городецкого, доцента Д.К. Мотальской, впоследствии одного из авторов учебника по русской литературе XIX в., академика А.И. Ефимова, полиглота Н.П. Обнорского - но, и, если выражаться фигурально, были тружениками тыла. Всё каникулярное время, от первого дня до последнего, мы, комсомольцы, убирали урожай, работали на военных заводах, ездили на лесозаготовки; а зимой расчищали пути, чтобы шли эшелоны. Словом, переносили всё. Что определяется одним страшным словом: война.
И вот получено направление в Арзамасский учительский институт. С ним, а с 1952 года - педагогическим, с кафедрой русского языка и зарубежной литературы, с факультетом русского языка и литературы, связана вся моя жизнь.
Сегодняшним студентам трудно представить институт и маленький городок послевоенной поры: немощенные темные улицы (электричества не было), сожженные на топливо заборы, на месте некогда богатых садов - раскорчевки: сады погибли в суровую зиму 1941 года. И голод, как и во всей нашей стране. Институт был небольшой (два больших крыла были пристроены позже при ректоре Е.В. Воробьеве), отапливался дровами. Большие аудитории невозможно было нагреть, поэтому в них были поставлены ещё и «буржуйки». И студенты во время занятий поддерживали в них огонь. За студенческие парты пустели демобилизованные воины, ещё не снявшие обмундирование – его попросту нечем было заменить. Это было морально и социально зрелое поколение, закаленное тяжелыми годами войны. С каким энтузиазмом, рвением взялось оно за учёбу, несмотря на то, что бытовые условия ещё долго оставались тяжелыми, студенты жили впроголодь, в холодном общежитии на Базарной площади, так называемом «Мадриде», и перерыв в учебе был значительным, что не могло не затруднить усвоение научных знаний.
Студенты не только вполне успешно учились, но и активно занимались художественной самодеятельностью.
Руководителем факультета с самого начала его создания был И.Г. Бордей. Игорь Григорьевич был одновременно заведующим кафедрой русского языка и литературы и деканом историко-филологического факультета. Человек высок культуры, внешне обаятельный, он был кумир студенток. Театрал, сам автор пьесы «Студенческий фестиваль», которая успешно шла на сцене института, он, располагающий уникальной библиотекой мировой литературы, был центром интеллектуальной жизни Арзамаса. Позднее, когда были созданы две самостоятельные кафедры русского языка и русской и зарубежной литературы - он стал ведущим преподавателем русского языка, оставаясь на протяжении многих лет деканом факультета.