Выход на вузовский или школьный учебный процесс
Важным звеном в системе вузовской науки является внедрение ее результатов в практику. По существу все проводимые здесь исследования имеют прямой или опосредованный выход на вузовский или школьный учебный процесс. Так, профессор А. В. Сергунин, разрабатывая тему «Политические партии в современной России», не только постоянно обогащает свой учебный курс за счет новых научных изысканий, но и на базе собственных фундаментальных исследований составил авторскую программу по политологии (1994 г.) и хрестоматию по данной учебной дисциплине в 2-х томах (1995, 1996 гг.), получившие гриф Минобразования РФ.
На кафедре психологии в рамках комплексной темы «Психологические аспекты профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних» разработана «Программа по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних» (автор - доцент Щелин И.В.). Программа прошла апробацию на двух международных научно-практических конференциях (под одинаковым названием: «Социальная профилактика реабилитации молодежи с девиантным поведением» (Н.Новгород, 1996 г., Германия, Детмольд, 1997 г.), стала лауреатом Всероссийского конкурса социальных программ для молодежи (1996 г.) и была внедрена на базе вечерней средней школы.
Базой для проведения научных исследований, апробаций и внедрения практических рекомендаций валеологической направленности являются образовательные учреждения г.Арзамаса - гимназия, МОУ лицей и функциональные площадки кафедры физической культуры АГПИ, где в настоящее время создаются условия и формируются предпосылки для реализации задач, поставленных в рамках кафедральной темы и городской программы «Здоровье».
Кафедра русского языка совместно с Арзамасской гимназией разрабатывает тему «Муниципальная гимназия»; по этой проблематике опубликован ряд учебно-методических работ, предназначенных для учебных заведений новой образовательной модели: «Гимназический компонент образования. Программы» (1996 г.), «Основы славянской филологии. Лингвистика» (учебное пособие для 9-10 классов гимназии). «Образцы анализа единиц разных уровней структуры русского языка» (для старших классов гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, 1998 г.).
Явную практическую направленность и нацеленность на учебный процесс имеет общекафедральная тема научно-исследовательской работы физиков - «Формирование научного мировоззрения студентов при изучении физики в педвузе».
Большие перспективы открываются на педфаке для разработки научно-методической темы «Взаимодействие искусств в практической работе с детьми дошкольного возраста».
Важным подспорьем в изучении вузовских и школьных курсов являются монографии и учебные пособия исторических кафедр. Несколько десятков работ подобного рода получили одобрение вузовской общественности и школьных учителей. Они используются в преподавании отечественной и всеобщей истории Н.Новгорода, Москвы, Саранска, Чебоксар, Екатеринбурга, Пензы и др. городов.
Практическая отдача от вузовской науки заметно возрастает в связи с намеченным в исследовательской деятельности института приоритетным курсом на разработку региональной проблематики. Такая установка значительно поднимает активность НИР, ее эффективность, способствует повышению социальной значимости вуза в регионе.
Научно-исследовательская работа студентов рассматривается в институте как важный путь формирования интеллектуально-творческого потенциала будущего специалиста-педагога, как составная часть его профессиональной подготовки.
Результаты НИРС используются в курсовых и дипломных исследованиях, апробируются в ходе педагогических практик, докладываются на семинарских занятиях и учебно-практических конференциях. При этом студенты активно привлекаются к выполнению общеинститутских и кафедральных планов НИР и прежде всего по таким научным направлениям, как: проблемы сельской малокомплектной школы, психолого-педагогические основы формирования личности школьника в учебно-воспитательном процессе, новые образовательные технологии, экологические исследования и др.
Примером может служить участие студентов естественно-географического факультета в работе вновь созданной научно-методической лаборатории «Экологические исследования и проблемы экологического образования». Во внеучебное время они совместно с преподавателями проводят экологический мониторинг г.Арзамаса и Пустынского заказника. По данной тематике были опубликованы 9 студенческих статей (в соавторстве с научными руководителями), в том числе одна - в центральной печати («Биология в школе», 1997, № 5).
Показателем уровня организации НИРС является участие студентов в областных олимпиадах и конкурсах. Команда АГПИ стабильно добивается высоких результатов. Ежегодно все студенческие работы, представленные на конкурс, удостаиваются Дипломов (например, в 1997 г. - 23, в 1998 г. -22). В областных и зональных олимпиадах арза-масцы превосходили представителей ряда областных вузов. Так, в 1997 году - 6-е место из 10 вузов в областной олимпиаде и 8-е из 15 вузов в зональной; в 1998 году - 6 место из .12 вузов в областной олимпиаде и 3 место из 16 вузов в зональной.
По предложению ректората в программу областной олимпиады включены две новые дисциплины - история России (с 1996 г.) и педагогика (с 1998 г.), по которым олимпиада проводится на базе АГПИ.
В институте активно используется и такая форма НИРС, как участие студентов в научных конференциях - внутривузовских и межвузовских. Ежегодно в апреле в институте проводятся дни науки, в программу которых входят встречи с учеными, выставки научных работ, проведение научных конференций и другие мероприятия. В 1999 году издан первый сборник научных студенческих работ.