По материалам государственной аттестации АГПИ
За 64 года своей деятельности институт подготовил 24732 специалиста. Он играл и играет большую роль в культурном и экономическом развитии всей области. Из числа выпускников выросли общественные деятели, организаторы научных подразделений, хозяйственные руководители, директора, поэты и писатели.
Звания «Заслуженный учитель школы РФ» удостоены десятки учителей города и области.
В немалой степени закреплению выпускников АГПИ в народном просвещении способствует образование учительских династий. Данные, например, физико-математического факультета за 1997-98 уч год свидетельствуют, что на 1 курсе 22 студента из числа всех обучающихся имеют обоих родителей или одного, работающего в народном образовании; на 2 курсе - 23 студента; на 3-м -22 студента; на 4-м - 25 студентов; на 5-м - 20 студентов.
Выпускники АГПИ имеют крепкие, прочные профессиональные знания, что позволяет им успешно закрепляться в учительских коллективах.
В институте проводится большая работа по изучению потребностей учебных заведений Нижегородской области в педагогических кадрах. Институт регулярно проводит совещания с руководителями районных отделов образования. В 1996 г. итогом совместной работы стало создание Регионального фонда поддержки высшего образования и целевой подготовки учительских кадров.
Институт поддерживает тесные творческие связи со многими школами и другими учебными заведениями г.Арзамаса и Нижегородской области, заключает договора о взаимном сотрудничестве. Цель договоров: дальнейшее углубление связей
института со школьными организациями, оказание необходимой методической и консультативной помощи учителям, проведение совместных научно-практических, теоретических конференций, проведение эффективной профориентационной работы.
Особое место занимает сотрудничество с Чернухинским учебно-воспитательным комплексом «Детский сад-школа-лицей» Арзамасского района Нижегородской области, на базе которого функционирует областной лицей для детей из сельских школ области. Учителями лицея по всем дисциплинам являются 18 преподавателей АГПИ. Научно-методический совет лицея возглавляет первый проректор института профессор Г.Ш. Сагателян. Главной задачей учебно-воспитательной работы является подготовка квалифицированных учительских кадров для отдаленных сельских школ области. Цель - ориентация учеников сельских школ Нижегородской области на педагогические специальности, отбор и подготовка учащихся для дальнейшего обучения в АГПИ.
В лицее г. Арзамаса при участии преподавателей института созданы и успешно работают кафедры естественно-математических и гуманитарных наук. Учащиеся лицея ежегодно участвуют в студенческих научно-практических конференциях, экологических экспедициях.
В Арзамасской гимназии успешно работают преподаватели историко-филологического, естественно-географического и физико-математического факультетов.
Преподаватели естественно-географического факультета много лет активно сотрудничают со средней школой №16 г. Арзамаса с углубленным изучением ряда предметов. Для этой школы и лицея разработаны программы спецкурсов по химии, молекулярной биологии и гидрохимии, физиологии человека и животных, фитодизайну. Все лицеи и гимназии города работают под эгидой АГПИ, научно-методическую работу в них возглавляют доценты и профессора института.
Особое место в сотрудничестве с учебными заведениями Нижегородской области занимает длительная (в течение десятилетий) совместная работа с Лукояновским педагогическим училищем. С целью дальнейшего углубления творческих связей, совместной подготовки педагогических кадров для сельской школы Нижегородской области с ЛПУ был заключен договор о сотрудничестве в рамках учебно-методического педагогического комплекса. С подписанием договора непрерывное образование «педучилище-институт» стало реальностью. Кафедры АГПИ и педучилища работают по совместным учебным планам и программам. Их согласование позволило более четко организовать учебный процесс, повысить его эффективность. Результатом этой многолетней работы, в которой принимали участие как руководители подразделений института и училища, так и рядовые преподаватели, стало обучение выпускников ЛПУ по сокращенным срокам обучения на педагогическом, физико-математическом и историко-филологическом факультетах. Система обучения «педучилище -педвуз» тем более ценна, что ранняя профориентация и учебно-воспитательная работа обоих коллективов способствуют закреплению в школах подавляющего большинства выпускников.
В целях обеспечения сельских школ педагогическими кадрами институт осуществляет целевой прием студентов на договорной основе. Ежегодно вуз заключает договора с районными отделами образования. Контрольные цифры целевого приема закрепляются в договоре с областным департаментом образования и науки. Из общего числа зачисленных «целевики» в течение многих лет составляют, как правило, свыше 50 процентов.