Первые ученики
Появились первые девять учеников. Все они были крепостными. Помещики желали иметь в штате своей дворни живописцев, способных писать семейные портреты, ставшими модными в начале XIX века, делать копии с уже известных шедевров европейского искусства, художественно оформлять залы особняков. Так как плата за обучение была не велика, то со временем появлялись новые ученики. Очень скоро из всей группы учеников своей одаренностью и прилежанием выделились Иван Лебедев и Иван Горбунов. Ступин разглядел в их первых робких рисунках искры таланта и стал уделять им больше внимания. В конце года учеником Ступина стал и Михаил Коринфский. Правда, 14-тилетнего паренька больше занимала архитектура, но он, как и все ученики школы, кропотливо копировал эстампы, писал акварели и немало преуспел в этом, но истинное наслаждение получал от вычерчивания греческих портков и Коринфских капителей.
В 1805 году Александр Васильевич получил крупный заказ. Он подрядился расписать церковь в селе Катунки Балахнинского уезда (ныне Чкаловского района). Два лета (1805-1806 гг.) выезжал Ступин со всем семейством и учениками в село. Было написано девяносто картин на библейские и евангельские сюжеты. Помещики и купцы из соседних уездов и из Нижнего Новгорода специально приезжали в Катунки полюбоваться на работы арзамасского художника. Работа оценивалась в семь тысяч ассигнациями. С заказчиком, а им был князь Грузинский, сошлись на трех тысячах, но князь заплатил всего лишь две тысяч и шестьсот в назидание не за то, что Ступин не сделан золотых накладных венцов и подписей на иконах, как тою желала княгиня Грузинская. Судиться с князем - себе дороже!
Ученики прибывали, и старый дом стал тесен. Собрав к 1808 году сверх текущих расходов тысячу рублей, Александр Васильевич принялся строить планы по будущему дому. К счастью, подвернулся уже готовый дом - дом с огородом и конюшней генеральши К. Орловой, который стоял на стыках Прогонной, Троицкой и Стрелецкой улиц, Сговорились за три тысячи рублей, к концу Пасхальной недели переехали в просторный дом.
В последний, шестой год обучения Михаил Коринфский показывал неплохие результаты в рисунке и живописи. Его отношения со Ступиным как ученика и учителя переросли в дружеские. Он частенько чаевничал со Ступиными на большой открытой веранде. Михаил имел тягу к строительству и архитектуре и втайне мечтал учиться атому в Академии художеств. Собираясь в Санкт-Петербург с отчетом об успехах школы, Ступин предложил Михаилу:
- Поедешь со мной в столицу? Я тут собираюсь Рафаила в Академию художеств определить. Сыну-то уже одиннадцать, да и рисовальщик из него получается неплохой...
- Не поздно ли, Александр Васильевич? - выразил сомнение Коринфский и тут же обрадовано воскликнул: - Премного благодарен, поеду с превеликой радостью!